Родной (кабардино-черкесский язык)
Аннотация к рабочей программе по
учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». НОО
Федеральная
рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык»
(предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее
соответственно - программа по родному (кабардино-черкесскому) языку, родной
(кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для
обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
На
уровне начального общего образования изучение родного (кабардино-черкесского)
языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения
в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Родной
(кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует
умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких
её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка
является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения
к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается использование
материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов,
установление межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык»,
«Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир»
и другими).
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе-68
часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе -
68 часов (2 часа в неделю).
Аннотация к рабочей программе по
учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». ООО
1.1. Программа по родному
(кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов основного общего
образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной
(кабардино-черкесский) язык лежит системно - деятельностный подход,
являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного
стандарта. Использование системно- деятельностного подхода способствует
формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся
становится субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный
подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную
деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1.2. В содержании программы
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» выделяются следующие
содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о
языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые
взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство
языка и особенности функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение родного
(кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской
Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу,
уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование
отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа,
ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование у обучающихся
коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных
жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление с языковой системой,
формирование базовых лексических, грамматических, стилистических,
орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков,
способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом
на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в
различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее число часов,
рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 340
часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа
в неделю).
Аннотация к рабочей программе по
учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». СОО
1. Федеральная рабочая
программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная
область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по
родному (кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский) язык,
кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку.
2. Пояснительная записка
отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов.
3. Содержание обучения
раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного
изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты
освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год
обучения.
Программа по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования разработана
с целью оказания методической помощи учителюв создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
На уровне среднего общего
образования у обучающихся совершенствуются приобретённые ранее знания по
родному (кабардино-черкесскому) языку, сформированные коммуникативные навыки и
умения, систематизируется теоретический материал как база для развития
практических навыков, увеличивается объём используемых обучающимися языковых и
речевых средств, совершенствуется качество владения родным языком. С целью
расширения языковых возможностей обучающихся вводятся дополнительные задания по
графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и морфологии кабардино-черкесского
языка, теории речевой деятельности. Развитие и закрепление языковых умений
осуществляется в процессе комплексного анализа речевых высказываний и путем
практического овладения нормами кабардино-черкесского литературного языка через
создание собственных текстов. В программу по родному (кабардино-черкесскому)
языку включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и
говора, рассматриваются языковые особенности и традиции адыгов. Значительное
место занимают вопросы стилистики и культуры речи.
В программе по родному
(кабардино-черкесскому) языку содержится материал, раскрывающий взаимосвязь
языка и истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского народа,
представляющий также национально-культурную специфику кабардино-черкесского
языка.
Структура
содержания программы по родному (кабардино-черкесскому) языку построена на
основе тематического принципа. В содержании выделяются следующие блоки: «Язык,
общие сведения о языке, разделы науки о языке» (включает разделы «Общие
сведения о кабардино-черкесском языке», «Кабардино-черкесский литературный язык
и диалектология», «Лексика. Фразеология. Лексикография», «Фонетика. Графика.
Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис
и пунктуация»), «Речь, речевое общение и культура речи» (включает разделы «Язык
и культура речи», «Стилистика и культура речи»).
Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности,
коммуникативных умений
и культуры речи на кабардино-черкесском языке;
обеспечение функциональной
грамотности обучающихся в сфере родного кабардино-черкесского языка;
расширение понятий о языке как
знаковой развивающейся системе, о стилях, изобразительно-выразительных
возможностях и нормах кабардино-черкесского литературного языка;
воспитание ценностного отношения к
родному языку как хранителю национальной культуры и одному из государственных
языков Кабардино-Балкарской Республики.
5.5. Общее число часов,
рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 136
часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа
в неделю).