Рабочая программа по родному ( кабардино- черкесскому ) языку 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

На заседании учителей
гуманитарного цикла

Заместитель директора по УВР
З.Х. Кошерова ____________

А.А.Мамиева________
Протокол №____________

«Утверждено»
Приказ №__________
от «__»______2023 г
директор

«__»_____2023г.

«__»_____2023 г.
Рабочая программа
По родному
(кабардино-черкесскому ) языку

8 класс
Учитель: Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024г

М.А.Умарова______

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родному ( кабардино-черкесскому ) языку для 8 класса составлена в
соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе проекта «Программы
по родному ( Кабардино-черкесскому) языку и по родной ( кабардино- черкесской )
литературе для 5-11 классов», под редакцией Х.З. Гяургиева, А.К Ержибова г. Нальчик,
«Эльбрус», 2013г. Программа рассчитана на 68ч в год, 1 час в неделю.
Цели предлагаемого курса:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры;
- осмысление родного языка как важного средства общения, средства получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в
обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать еѐ, осуществлять
речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов
и других источников).
Задачи курса:
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях еѐ
функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах кабардинского
литературного языка;
- развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты;
- владение на устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объѐма
используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретѐнные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности повседневной жизни.
Данная рабочая программа обеспечена учебным пособием, утверждѐнным МОН
КБР: 1. Урусов Х.Ш., Тамбиев Б.А. Адыгэбзэ 8 класс кабардино-черкесский язык ( родной
) , Нальчик, Эльбрус, 2014г.
Методическое сопровождение программы:
1. Балова Л. Сборник изложений и сочинений: 5-11кл. Нальчик, 2008
2. Урусов Х.Щ., Захохов Л.Х. Орфография и пунктуация. Нальчик, 1963
3. Унатлоков В. Письменные работы по кабардинскому языку, их классификация. Нальчик,
2003

Планируемые результаты по предмету : .
Личностные

1) понимание адыгэбзэ ( Кабардино - черкесского языка (родного )) как
одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе
получения
школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту
Кабардино- черкесского
( родного ) языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.

Метапредмет
ные

1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• владение разными видами монолога (и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
национального
литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
• умение выступать перед
сообщениями, докладами;

аудиторией

сверстников

с

небольшими

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.

Предметные

1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

3. Содержание учебного предмета :
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

Темы:
Введение.
Содержание
Словосочетание
Предложение
Двусоставное
предложение
Второстепенные
члены предложения
Главные члены
предложения
Односоставные
предложения
Однородные члены
предложения
Вводное слово.
Обращение.
Повторение
пройденного
материала за весь
год
Развитие речи

Прогнозируемый результат
Содержание курса

Кол. час
1

Виды словосочетаний
Виды предложений
Уметь различать односоставные и
двусоставные предложения
Находить второстепенные члены
предложения
Главные члены предложения

4
3
7

Односоставные предложения

7
5
7

Однородные члены предложения

6

Вводное слово. Обращение

5

Знать весь пройденный материал

5

Грамотно писать, развивать грамотную речь

18

Содержание курса 1
Словосочетание 4
Виды словосочетаний, приводить примеры. Находить словосочетания в предложении,
различать их.
Предложение. 3
Виды предложений. Приводить примеры простых и сложных предложений.
Двусоставное предложение 7
Уметь различать односоставные и двусоставные предложения. Приводить пример
односоставных и двусоставных предложений.
Второстепенные члены предложения 7
Находить второстепенные члены предложения
Главные члены предложения 5
Находить главные и второстепенные члены предложения.

Односоставные предложения 7
Односоставные предложения
Однородные члены предложения 6
Находить однородные члены предложения, знаки препинания при них.
Вводное слово. Обращение 5
Определения, уметь использовать полученные знания и применять их в жизни. Находить
вводные слова, обращение.
Повторение пройденного материала за весь год 5
Знать весь пройденный материал
Развитие речи 18
Грамотно писать, развивать грамотную речь
писать красивым почерком 110- 130 слов Учащиеся должны уметь правильно писать
гласные а-э в основе слова;
уметь писать диктант, изложения, сочинения ,пересказывать текст, составить план к тексту.
Уметь находить части речи. Разбирать предложения, находить главные и второстепенные
члены предложения.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике кабардиночеркесского (родного) языка;
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования
небольшого объема;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к
Кабардино - черкесскому языку ( родному), чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
овладение речевой деятельностью разных типов и ряд других задач, направленных на
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие в разных еѐ видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка,
суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых
умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных
высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, уметь пользоваться словарями
- Синтаксис и пунктуацию;
- словосочетания;
-главные и второстепенные члены предложения ;
-двусоставные и односоставные предложения ;
-Однородные члены предложения;
-вводное слово ,обращение ;
-прямую речь, цитату

4. Календарнэ- тематическэ план:
№

8класс.
Кабардино-черкесский язык (родной)

Сыхь.б
ж.

Темэхэр
Къэпщытэжыныгъэ

зэман
Планымк1э Фактическэ
.
.

1

05.09

2.

Фонетикэ,графикэ.Лексикэ.
Морфологие.
Орфографие.

1

07.09

3.

Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын

1

12.09

4.

Б/ЗИзложенэ
« Шэджагъуашхэм и
уасэр»
Псалъэзэпхар.Псалъэ зэпхар псалъэухам
къызэрыщхьэщык1ыр

1

14.09

1

19.09

Псалъэухам и к1уэц1к1э
псалъэхэрщызэпхыныгъэ.
Зэк1уныгъэ,зегъэк1уэныгъэ.
Псалъэухам и к1уэц1к1э псалъэхэр
щызэпхыны-гъэ.Егъэщ1ыл1эныгъэ.

1

21.09

1

26.09

8.

Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
«Псалъэ зэпхар».

1

28.09

9.

Диктантым хащ1ыхьа щыуагъэхэм
елэжьыжын.

1

03.10

1.

5.
6.

7.

Псалъэуха къызэрык1уэ, зэхэлъхэр
10.

11.
12
13

14

Пкъыгъуэ нэхъыщхьит1ри зи1э
псалъэухахэр.ПодлеЖащэмрэ сказуемэмрэ.
Псалъэуха убгъуахэмрэ мыубгъуахэмрэ.
Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
«Пкъыгъуэ нэхъыщхьит1ри зи1э
псалъэухахэр».
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
Псалъэухам и пкъыгъуэ
ет1уанэхэр.Дополненэ.

1

05.10

1

10.10

1
1

12.10

1

15

Сказуемэ л1эужьыгъуэхэмрэ абыхэм я
къэк1уэк1эмрэ

1

17.10

16

Сказуемэ

1

19.10

зэхэт

17

Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын

1

24.10

18

Б/ЗИзложенэр тхыжын.

1

26.10

19

Подлежащэм и къэк1уэК1эр.Подлежащэм сказуемэр бжыгъэк1э
зэрек1у щ1ык1эр.

1

31.10

20

Псалъэухам и пкъыгъуэ ет1уанэхэр.

21
22

14.11
1
1

Дополненэ.
Определенэ л1эужьыгъуэхэр.

23

1

16.11

1

24

Определенэ л1эужьыгъуэхэр
Приложенэ.

1

25

Приложенэ.

1

26

Щхьэусыгъуэ,мурад обстоятельствэхэр

1

23.11

27

Лэжьыгъэм и къэхъук1э,мардэ
обстоятельсвэхэр

1

28.11

28

Пкъыгъуэ нэхъыщхьит1ри
Зи1э псалъэуха къызэрык1уэхэр
зэрызэпкърахыр.
Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу

1

30.11

1

05.12

30

Щыуагъэхэм елэжьыжын.

1

07.12

31

Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ
Зи1э псалъэухахэр
Щхьэ белджылы ,щхьэ мыбелджылы
зи1э псалъэухахэр

1

12.12

29

32

21.11

33

Щхьэ зимы1э псалъэухахэр

1

14.12

34

Б/ЗСочиненэм хуэгъэхьэзырын

1

19.12

35

Б/Зсочиненэ

1

21.12

36

Ц1эи1уэ псалъэуха

1

26.12

37

.Псалъэуха иримыкъухэр

1

38

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.

1

28.12

39

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.

40

Б/ЗИзложенэм

1

17.01

41

Б/ЗИзложенэр

1

24.01

42

Определенэ зэлъэпкъэгъу,
зэмылъэпкъэгъу

1

31.01

43

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр
зэрызэрапх союзхэмрэ союз-суффиксхэмрэ.

1

07.02

44

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэм
къадэщ1ыгъу къызэщ1эзубыдэ псалъэхэр

1

14.02

45

ПодлежащэзэлъэпкъэгъуХэм сказуемэр бжыгъэк1э зэрек1у
щ1ык1эр

1

21.02

Сказуемэ зэлъэпкъэгъу зи1э псалъэухам и
к1уэц1к1э подлежащэр зезыгъак1уэр.

1

47

Псалъэухам хэт псалъэхэм
я зэк1элъык1уэк1эр.

1

48

Къызэрапщытэ диктант

1

49

Щыуагъэхэм елэжьыжын

1

50

Псалъэухам
псалъэхэр.

1

51

Зэрызэхуагъазэ псалъэхэр,абыхэм щагъэув
нагъыщэхэр.

52

Псалъэухам грамматическэк1э емыпха
псалъэхэр. Зэрызэхуагъазэ
псалъэхэр,абыхэм щагъэув нагъыщэхэр

1

53

Вводнэ псалъэхэмрэ вводнэ псалъэ
зэпхахэмрэ.

1

54

Вводнэ псалъэухахэмрэ абыхэм щагъэув
нагъыщэхэмрэ.
Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын

1

хуэгъэхьэзырын

46

55

грамматическэк1э емыпха

1

28.02

07.03

14.03

21.03

56

Б/ЗИзложенэ

1

04.04

57

Псалъэухам и пкъыгъуэ
пыщхьэхук1ахэр.Обстоятельствэ пыщхьэхук1ахэр.
Причастнэ обороту щыт
Обстоятельствэхэр.

1

11.04

1

18.04

1

25.04

58

59

Причастнэ обороту щыт
Обстоятельствэхэр.

60

Причастнэ обороту щыт определенэхэр.

61

Причастнэ обороту щыт определенэхэр

62

Плъыфэц1э зыхэт определенэ зызыубгъуар.

1

02.05

63

Прложенэ зызыубгъуар е зи закъуэр; щхьэ
ц1эпапщ1эхэр зыгъэбелджылы
определенэ пыщхьэхук1ахэр.

1

10.05

64

Дополненэ пыщхьэхук1ахэр

1

16.05

65

Зыгъэтэмэм пкъыгъуэ пыщхьэхук1ахэр

1

18.05

66

Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу.
«Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхук1ахэр»

1

23.05

Щыуагъэхэм елэжьыжын. Яджар
къэпщытэжын.

2

30.05

67-68

4.Литература:
1.Бижоев А 8класс. Кабардино-черкесский язык (родной)
(хрестоматие) –пособие- 8 класс. Нальчик.«Эльбрус» 2022г
Методические пособия для учителя:
Балова Л . Изложения и сочинения .5-11 класс. Нальчик. «Эльбрус». 2008 .
Ержибов А.К. Кабардинские писатели . Нальчик , 1967.
Ержибов А.К, Хашукоев А.Х. Методика преподавания в школе кабардинского языка
Нальчик, 1987.
4 Хакуашев А.Х .Устное народное творчество – хрестоматие . Нальчик , 1987.
5Хакуашев А.Х. Устное народное творчество . Нальчик, 1992.
6.Абазов А., Харадурова Э., Тэнащ Т. Драматические произведения 8-9- классов. Нальчик,
2000г
8.Хакуашев А.Х. Кабардинская литература - пособие .Нальчик. «Эльбрус»
2008 .
9.Таов Жанти. Диктанты и изложения. 5-9 класс. Нальчик. Издательство «Нарт» . 1990.
10.Ержибов А. К., Хакуашев А. Х. Произведения Черкесских писателей.
Словари:
Кабардинский словарь. Москва, 1999.
Словарь фразеологизмов. Нальчик, 2001.
Апажев М. Л., Коков Ж. Н. Русско – кабардинский словарьНальчик, 2008.
Дзуганов Р. Х, Шериев Н. Г. Словарь синонимов. Нальчик, 1997.
Гяургиев Х. З., Сукунов Х. Х. Русско – кабардинский словарь . Нальчик, 1991.
Захохов Л. Х. Словарь Шогенцукова А. Нальчик, 1971.
Захохов Л. Х. Орфографический словарь ( пособие). Нальчик, 1989, 1997.
Хаконов Б. И. Названия растений на кабардинском языке. Нальчик, 1992.
.Шхагапсоев С. Х., Слонов Л. Х. Названия растений. Нальчик, 199Интернет – ресурсы:

http: //school.edu.ru
http: //www.kop.ru
http: //www. edu.ru/www.erudit.com.ru
ttp: //www.allmath.ru
http://www/uchportal.ru// 25-1-3504// учительский портал
http://www//exponent.ru/edukat\systemat/ методические разработки
http://www/ solnet/ru
http://scool/tdu/ru/коллекция ЦОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».