Рабочая программа по родму (кабардино_ черкесскому ) языку 3кл 68 ч

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»

«Рассмотрено»
На заседании учителей
гуманитарного цикла
А.А.Мамиева________
Протокол №____________
«__»_____2023г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
З.Х Кошерова ____________
«__»_____2023 г.

«Утверждено»
Приказ №__________
от «__»______2023г
директор
М.А.Умарова______

Рабочая программа
По родному
(кабардино-черкесскому ) языку
3 класс
Учитель : Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому ) языку для 3 класса составлена в
соответствии с п. 1,ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной
«Программы по родному (кабардино-черкесскому ) языку и по родному
литературатурному чтению для 1-4 классов Багова Н.А., составленной в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на 68 ч в год.Первое полугодие 2 час - в неделю.
Цели изучения курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике (Кабардиночеркесского языка (родного)) ; овладение элементарными способами анализа изучаемых
явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания;
-воспитание эмоционально – ценностного отношения к , чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты.
Задачи курса:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике по (Кабардиночеркесскому языку (родному)) ;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно
излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание,
говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой
деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к
кабардино-черкесскому языку (родному) ;
- совершенствование графических, каллиграфических и гигиенических навыков письма.
Данная рабочая программа обеспечена учебным пособием
Хубиев Ж, Татаров Ф. Адыгэбзэ
(Кабардино-черкесский язык (родной))
3 класс – учебное пособие, Н.: Эльбрус, 2022г
2.Планируемые результаты по предмету :
1) понимание кабардинского
языка как одной из основных национально-культурных
ценностей адыгского
народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессеполученияшкольногообразования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардинского языка
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Метапредметные :
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);3)
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные :
1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места Кабардино- черкесского ( родного )языка в системе гуманитарных наук
и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Буквы,глассные соглаласные ,ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные,
правельный перенос слова.
Предложение,виды предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательные
предложения ,ударение, уметь отвечать на вопросы:
Части речи и их вопросы ,находить их в предложении .
писать красивым почерком 60- 70 слов под диктовку, определять ударную гласную;
правильно писать фамилии, названия сел, городов, названия рек,
правильно писать
гласные а-э;уметь писать диктант, пересказывать текст, составить план к тексту.Делить слова
на слоги, уметь находить части речи. Разбирать предложения, находить главные члены
предложения.
Разделы, темы:

2.

Прогнози
руемый результат:
Повторение пройденного Повторение
материала
Слово
Смысыл слова

3.
4.

Части слова. Корень.
Суффикс

Что такое корень
Изменяющая часть слова.Определить
суффикс
слова,
и
делать
фонетический разбор слова

2
3

5.

Приставка

Виды приставок
Определить приставку слова, и делать
фонетический разбор слова

6

6.
7.
9
8.

Суффикс
Основа слова
Части речи
Существительное

Виды суффиксов
Уметь находить основу слова
Самостоятельные части речи
Существительное
.Определение
существительного, вопрос к нему,
находить его в предложении

3
5
2
5

9.

Прилагательное

Прилагательное.

5

1.

Определение

Ко
л.ч
5

Р.р
1

Кон
т.д
1

1

1

10

1

1

1

10. Глагол

11. Местоимение

прилагательного, вопрос к нему,
находить его в предложении
ательное
Глагол Определение глагола, вопрос
к нему, находить его в предложении

Местоимение
Определение местоимения. Виды
местоимений, находить их в
предложении
Послелог Определение послелога,
12. Послелог.
находить его в предложении
Предложение
13. Предложение
14. Повторение пройденного Повторение пройденного материала
материала за весь год
за весь год
Повторение Виды предложений.
15. Всего
Знать
и
уметь
находить
в
предложении главную мысль.
Повторение пройденного материала
за весь год

5

1

5

5
5
2

1

68

5

4

Повторение пройденного материала (5)
Знать весь пройденный материал.
Слово( 10)
Что такое слово , значение слова .
Части слова. Корень (2)
Разбор слова по составу. Все префиксы и суффиксы.
Суффикс( 3)
Что такое суффикс, образование слова.
Основа слова (5)
Что такое основа слова.Уметь находить основу слова
Части речи (2)
Части речи : существительное , прилагательное , глагол.
Существительное (5)
Существительное, часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы
Кто ? Что ?
Прилагательное (5)
Прилагательное это часть речи которая обозначает прзнак предмета и отвечает на вопросы :
Какой?, какая? , какое?
Глагол (5)
Местоимение (5)
Местоимение это часть речи каторая употребляется вместо имени.
Послелог(5)
Это не самостоятельная часть речи .Не является членом предложения.
Предложение (5)
Простые , сложные предложения
Повторение( 2)
Знать весь пройденный материал, весь курс

4.КАЛЕНДАРНЭ - ТЕМАТИЧЕСКЭ
Сы
хьэт
бжы
гъэр.

ПЛАН

3 класс.

Сы-хьэт
бжыгъэ

Урокыр щекIуэкIыну
зэманыр

Кабардино-черкесский язык
( родной)
Темэхэр
Планымк1э

1.

2.
3
4.
5.
6.
7.
8
9
10

11
12
13

14

15
16

17
18
19
20
21
22
23

Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ-10
Тхэк1э тэмэмым теухуауэ блэк1а
1
классхэм щаджахэм
къытегъэзэжын
Къызэрапщы -тэ диктант.
1
Щыуагъэхэм елэжьыжын. Й, и-р
1
псалъэм къызэрыщыкIуэр.
У-м и пэкIэ ы къыщыкIуэр.
1
Макъ дэкIуашэхэр
1
Макъ дэкIуашэ пIытIахэр.
1
Бзэм зегъэужьын. Сочиненэ
1
«Бжьыхьэ дыщафэ».
Бзэм зегъэужьын. Сочиненэ
1
«Бжьыхьэ дыщафэ».
Ударенэ
1
Пычыгъуэ, макъ, хьэрф ехьэл1ауэ
1
псалъэр зэпкърыхыныгъэ.
Псалъэр. 6
Псалъэр, псалъэ зэпыщIар.
1
Псалъэр, псалъэ зэпыщIар.
1
Ягъэбелджылы псалъэмрэ
1
зыгъэбелджылы псалъэмрэ
щызэдэщ1ыгъук1э зэратхыр.
Ягъэбелджылы псалъэмрэ
1
зыгъэбелджылы псалъэмрэ
щызэдэщ1ыгъук1э зэратхыр.
Къызэрапщытэ диктант.
1
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
Къытегъэзэжыныгъэ
Псалъэм и зэхэлъыкIэр. 15
Псалъэ лъабжьэ.
1
Псалъэ лъабжьэ.
1
КIэух.
1
К1эух.
1
Префикс
1
Щхьэ префиксхэмрэ абыхэм я
1
тхыкIэмрэ.
УнэцIэхэм, цIыхухэм я цIэхэм,
1
псэущхьэхэм фIаща цIэхэм
щапыувэм деж, щхьэ префиксхэр
зэратхыр.

02.09

04.09
09.09
11.09
16.09
18.09
23.09
25.09
30.09
07.10

14.10
21.10
28.10

11.11

18.11
25.11

02.12
09.12
16.12
23.12
10.01
14.01
17.01

Фактическэ

24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Щхьэ префиксхэр цIэ унейхэм
1
зэрапыувэ щIыкIэхэр.
Зэры -, мы - префиксхэр цIэ
1
унейхэм зэрапыувэ щIыкIэр.
Къызэрапщытэ диктант.
1
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
Суффикс.
Псалъэпкъ.
1
Псалъэпкъ.
1
Б/З Изложенэ
1
Б/З Изложенэ
1
Щхьэ префикс у - м и пIэкIэ и
1
зэратхыр.
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.20
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэ-мкIэ
1
гурыIуэгъуэ.
ЩыIэцIэ.
1
ЩыIэцIэ.
1
Бзэм зегъэужьын. Сочиненэ
1
«ИлъэсыщIэр къихьащ».
Б/З Сочиненэр нэгъэсыжын
1
Щы1эц1э.
1
ЩыIэцIэ.
1
ПлъыфэцIэ.
1
ПлъыфэцIэ.
1
Плъыфэц1э.
1
Глагол.
1
Глагол.
1
Къызэрапщытэ диктант.
1
Щыуагъэхэм елэжьын. Глагол.
1
ЦIэпапщIэхэр.
1
Ц1эпапщIэхэр.
1
Ц1эпапщ1эхэр
1
Послелог.
1
Послелог.
1

21.01
24.01
28.01
31.01
04.02
07.02
11.02
14.02
18.02

21.02
25.02
28.02
04.03
07.03
11.03
14.03
18.03
01.04
04.04
08.04
11.04
15.04
18.04
22.04
25.04
29.04
06.05

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Изложенэ
Изложенэ
Послелог
Псалъэуха
Зэра1уатэ
Зэрыупщ1э
Хэ1этык1а
Псалъэухам и пкъыгъуэ нэхъыщхьэхэр
Фонетич ескэ зэпкърыхыныгъэ
Фонетич ескэ зэпкърыхыныгъэ
Псалъэухахэр синтаксическэ
зэпкърыхыныгъэ
Псалъэухахэр синтаксическэ
зэпкърыхыныгъэ
Диктант
Щыуагъэхэм елэжьыжын
Къытегъэзэжыныгъэ
Илъэсым яджахэр къэпщытэжыныгъэ
Псалъалъэ ц1ык1у

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4.ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа для начальных классов
2. Куготов Л., Куготова Е.
Кабардино-черкесский язык (родной) 3 класс--учебное пособие. КъБР-м Восьмой
выыпуск - Налшык: «Эльбрус», 2022 . Утверждено Министерством образования КБР
3. Сарахов Л. Псалъалъэ – Нальчик: Эльбрус», 2022г. Утверждено Министерством
образования КБР
4.Хубиев Ж, Татаров Ф .Кабардинский язык третий класс -пособиер. Утверждено
Министерством образования КБР .Восьмой выпуск - Нальчик: «Эльбрус», 2022г.
5. Кулимова Р.М., Керженцова А.В., Каскулова И.Х. Край - мой родной. Серия упражнений и
заданий по русскому и родному языкам. ИПК ПРО КБГУ, кафедра дошкольного и
школьного образования. – Нальчик: ЧП «Полиграфия» КБР, 2022
6. Х.Х. Сукунов, И.Х. Сукунова. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях. – Нальчик: «Эль-Фа», 1998.
7. Словарь кабардино-черкесского языка. Институт гуманитарных исследований КабардиноБалкарского научного центра Российской Академии наук. – Москва: «Дигора», 1999.
8.Гяургиев Х.З., Дзасажев Х.Е. Адыгэбзэ. I–II часть - пособие – Налшык: Эльбрус,
2022.Утверждено Министерством образования КБР .
9.Захохов Л. Орфографическэ словарь. Пособие для учащихся. Четвертый выпуск –
Налшык: Эльбрус, 1980. Утверждено Министерством образования КБР
10.Багов Н.А., Бозиев Т.Т. Диктанты и изложения – Налшык: Эльбрус,
2022Утверждено Министерством образования КБР
11. Багов Н. А.« Диктантхэмрэ изложенэхэмрэ»
12. Гяургиев Х.З. Методика преподавания кабардинской орфографии. – Нальчик: Эльбрус,
2022г.
13. Урусов Х.Щ., Захохов Л.Х. Орфография и пунктуация. Нальчик, 2022г 7. Токмакова С.А.
Кабардино- черкесский язык. 3 класс: Поурочные планы. Н.: Эльбрус, 2022г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».