Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек» «Рассмотрено» «Согласовано» На заседании учителей «Утверждено» Заместитель директора по УВР гуманитарного цикла З.Х. Кошерова ____________ Приказ №__________ от «__»______2023 г А.А.Мамиева________ директор Протокол №____________ «__»_____2023 г. «__»_____2023г Рабочая программа по родному (кабардино-черкесскому )языку 9 класс Учитель :Мамиева Альбина Артуровна 2023-2024 М.А.Умарова_____ 1.Пояснительная записка Рабочая программа по родному (кабардино черкесскому) языку для 9 класса составлена в соответствии с ГОС, Федерального компонента государственного стандарта , под редакцией Х.З. Гяургиева, А.К Ержибова г. Нальчик, «Эльбрус», 2023г. Программа рассчитана на 68ч в год, 2- час в неделю,- 1 час в неделю. Цели изучения курса: - воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе; - сознание эстетической ценности родного языка; - овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; - развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; - овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать еѐ, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию) - проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников). Задачи изучения курса: - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях еѐ функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах кабардинского литературного языка; - развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; - овладение на устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; - обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объѐма используемых в речи грамматических средств; - совершенствование способности применять приобретѐнные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности повседневной жизни. Данная рабочая программа обеспечена учебным пособием, утверждѐнным МОН КБР: 1. Урусов Х.Ш., Тамбиев Б.А. Адыгэбзэ 9 класс кабардино – черкесский язык ( родной )), Нальчик, Эльбрус, 2013г. Методическое сопровождение программы: 1. Гяургиев Х.З. Сборник упражнений по орфографии / Х.З.Гяургиев - Нальчик: Эльбрус, 1998 2. Таов Ж., Унатлоков В. Сборник диктантов и изложений: 5-9 кл / Ж.Таов, В.Унатлоков Нальчик: Эльбрус, 2006 3. Унатлоков В. Письменные работы по кабардинскому языку, их классификация / В.Унатлоков - Нальчик: Эльбрус, 2003 4. Урусов Х.Щ. Кабардинский яхык 8-9 кл. Методическое пособие / Х.Щ.Урусов - Нальчик: Эльбрус, 1997 3. Содержание учебного предмета: № 1 Темы: Повторение пройденного -8 класса. 2 Прямая,косвенная речь 3 Сложные предложения Прогнозируемый результат Знать курс 8 класса, повторить Различать прямую и косвенную речь Различать сложные предложения и простые предложения Кол.час 3 6 20 4 Бессоюзные предложения 5 6 Речь Развитие речи 7 Повторение пройденного за весь год Различать союзные и бессоюзные предложения Развивать речь Обогащать словарный запас, развивать речь Повторить изученный материал 10 8 16 5 Повторение пройденного -8 класса. Знать курс 8 класса, повторить изученный материал 7 класса. Прямая, косвенная речь ( 3) Различать прямую и косвенную) речь Сложные предложения (20) Различать сложные предложения и простые предложения; главное, зависимое предложение. Бессоюзные предложения(10) Различать союзные и бессоюзные предложении, пунктуация в сложносочиненных предложениях. Речь(8) Развивать речь Развитие речи(16) Обогащать словарный запас, развивать речь Повторение пройденного за весь год Повторить изученный материал.(5) 2.Планируемые результаты по предмету : Личностные: 1) понимание кабардино - черкесского языка (родного ) как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардино- черкесского ( родного) языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного национального литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные : 1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. . 4. Календарнэ - тематическэ план № Сыхь.бж Планымк1э Фактическэ 9 класс Кабардино-черкесский язык (родной) Темэхэр 1- Яджахэр къэпщытэжын(3) Псалъэ зэпхар. 1 2 Сказуемэ 1 3 Псалъэ занщ1эр,абы нагъыщэхэр зэрыщагъэув щ1ык1эр,Диалог 1 05.09 1 1 1 1 1 09.09 12.09 16.09 19.09 23.09 1 26.09 1 1 1 1 1 1 30.09 03.10 07.10 10.10 14.10 17.10 1 1 21.10 24.10 1 28.10 1 1 1 31.10 11.11 14.11 1 1 1 1 18.11 21.11 25.11 28.11 1 02.12 1 05.12 02.09 Псалъэ занщ1э, псалъэ зэдзэк1а(6) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Псалъэ занщ1эр зэдзэк1ам хуэгъэк1уэн Изложенэм хуэгъэхьэзырын Изложенэр тхыжын Цитатэр,абы нагъыщэ зэрыщагъэув щ1ык1эр Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу Щыуагъэхэм елэжьын. Псалъэуха зэхэлъымк1э гуры1уэгъуэ Псалъэуха(20) Псалъэуха зэхэлъ-зэгъусэхэр Псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэр Изложенэм хуэгъэхьэзырын Изложенэр тхыжын Псалъэуха гуэдзэмрэ прич.оборотымрэ Псалъэуха гуэдзэ л1эужьыгъуэхэр. Дополненэ гуэдзэ зи1э псалъэуха зэхэлъзэпхахэр Къызэрапщытэ диктант Щыуагъэхэм елэжьын. Подлежащэ псалъэуха гуэдзэ зи1э псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэр Обстоятельствэ пс-ха гуэдзэ л1эужьыгъуэхэр зэман,щ1ып1э пс-ха гуэдзэхэр Сочиненэм хуэгъэхьэзырын Сочиненэр тхыжын Лэжьыгъэм и къэхъук1э пс-ха гуэдзэ зи1э зэхэлъ-зэпхахэр Мурад,щхьэусыгъуэ псалъэуха гуэдзэхэр Изложенэм хуэгъэхьэзырын Изложенэр тхыжын Условнэ пс-ха гуэдзэ зи1э пс-ха зэхэлъзэпхахэр Уступительнэ пс-ха гуэдзэ зи1э пс-ха зэхэлъзэпхахэр Гуэдзэ зыбжанэ зи1э пс-ха зэхэлъ-зэпхахэм я л1эужьыгъуэ нэхъыщхьэхэр Гуэдзэ зыбжанэ зи1э пс-ха зэхэлъ-зэпхахэм я л1эужьыгъуэ нэхъыщхьэхэр Къытегъэзэжыныгъэ Союзыншэ псалъэуха зэхэлъхэр( 10) Союзыншэ пс-ха зэхэлъ-зэпхахэр. запятой,точкэрэ запятойрэ 1 31 Союзыншэ пс-ха зэхэлъ-зэпхахэр. запятой,точкэрэ запятойрэ 1 32 1 19.12 33 34 35 Союзыншэ пс-ха зэхэлъхэм точкит1 щагъэувыр Сочиненэм хуэгъэхьэзырын Сочиненэр тхыжын Союзыншэ пс-ха зэхэлъым тире щагъэувыр 1 1 1 23.12 26.12 30.12 36 Союзыншэ пс-ха зэхэлъым тире щагъэувыр 1 37 Зэпхык1э зэмыл1эужьыгъуэ зи1э псалъэуха зэхэлъхэр Практическэ лэжьыгъэ пс-ха зэхэлъхэмк1э Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу Бзэм и мыхьэнэр (8) Щыуагъэхэм елэжьыжын. Бзэм и мыхьэнэмк1э гуры1уэныгъэ 1 17.01 1 1 24.01 31.01 1 07.02 28 29 30 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 09.12 1 1 16.12 1 Бзэр зызыхъуэж зызыужь явленэщ Адыгэбзэм совет лэхъэным игъуэта зыужьыныгъэр Адыгэбзэм зиужьынымк1э урысыбзэм мыхьэнэуэ и1эр Сочиненэм хуэгъэхьэзырын Сочиненэр тхыжын Литературэбзэмк1э гуры1уэгъуэ Практическэ лэжьыгъэ Яджахэр къэпщытэжын Бзэм и макъхэр (8) Бзэм и макъхэр. Бзэм и макъхэр 1 14.02 1 21.02 1 1 28.02 06.03 1 1 1 13.03 05.03 20.03 1 10.04 1 51 Изложенэ 1 52 Изложенэр егъэтхыжын 1 53 Макъзешэхэр 1 54 Макъдэк1уашэхэр 1 55 Макъхэм рэ хьэрфхэмрэ 1 56 Къытегъэзэжыныгъэ 1 57 58 59 Сочиненэм хуэгъэхьэзырын Сочиненэр тхыжын Псалъэ къэхъук1эмрэ,псалъэ 1 1 1 11.04 18.04 25.04 61 зэхъуэк1ык1эмрэ. Орфоэпия. 1 08.05 62 Орфоэпия. 1 63 Орфография 1 64 Орфография 1 65 Къызэрапщытэ диктант 1 15.05 66 Къытегъэзэжыныгъэ (2) Щыуагъэхэм елэжьыжын. 1 22.05 Къытегъэзэжыныгъэ 2 23.05 6768 4. Литература: 1. Качесоков Н. Методика преподавания 1990г 2. Гяургие вХ. Дзасажев Х. Методичка адгэбзэ 9 класс. 3. Гяургиев Х. Дзасажев Х. кабардино – черкесский язык( родной ) 1995г 4. Урусов Х. Кабардинская грамматика 1994 г 5.Апажев Х. Русско – кабардинский словарь 1992г 6 . Амшоков А. Кабардинский словарь 1995г