Рабочая программа по родному ( кабардино- черкесскому ) языку 9 кл 68ч

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»
«Рассмотрено»

«Согласовано»

На заседании учителей

«Утверждено»

Заместитель директора по УВР

гуманитарного цикла

З.Х. Кошерова ____________

Приказ №__________
от «__»______2023 г

А.А.Мамиева________

директор

Протокол №____________

«__»_____2023 г.

«__»_____2023г

Рабочая программа
по родному
(кабардино-черкесскому )языку
9 класс
Учитель :Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024

М.А.Умарова_____

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (кабардино черкесскому) языку для 9 класса составлена в
соответствии с ГОС, Федерального компонента государственного стандарта , под
редакцией Х.З. Гяургиева, А.К Ержибова г. Нальчик, «Эльбрус», 2023г.
Программа рассчитана на 68ч в год, 2- час в неделю,- 1 час в неделю.
Цели изучения курса:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как средства получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- сознание эстетической ценности родного языка;
- овладение родным языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать еѐ, осуществлять
речевой самоконтроль и самокоррекцию) - проводить библиографический поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов
и других источников).
Задачи изучения курса:
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях еѐ
функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах кабардинского
литературного языка;
- развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты;
- овладение на устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объѐма
используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретѐнные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности повседневной жизни.
Данная рабочая программа обеспечена учебным пособием, утверждѐнным МОН КБР:
1. Урусов Х.Ш., Тамбиев Б.А. Адыгэбзэ 9 класс кабардино – черкесский язык
( родной )), Нальчик, Эльбрус, 2013г. Методическое сопровождение программы:
1. Гяургиев Х.З. Сборник упражнений по орфографии / Х.З.Гяургиев - Нальчик: Эльбрус,
1998
2. Таов Ж., Унатлоков В. Сборник диктантов и изложений: 5-9 кл / Ж.Таов, В.Унатлоков Нальчик: Эльбрус, 2006
3. Унатлоков В. Письменные работы по кабардинскому языку, их классификация /
В.Унатлоков - Нальчик: Эльбрус, 2003
4. Урусов Х.Щ. Кабардинский яхык 8-9 кл. Методическое пособие / Х.Щ.Урусов - Нальчик:
Эльбрус, 1997
3. Содержание учебного предмета:
№
1

Темы:
Повторение пройденного -8 класса.

2

Прямая,косвенная речь

3

Сложные предложения

Прогнозируемый результат
Знать курс 8 класса,
повторить
Различать прямую и
косвенную речь
Различать сложные
предложения и простые
предложения

Кол.час
3
6
20

4

Бессоюзные предложения

5
6

Речь
Развитие речи

7

Повторение пройденного за весь
год

Различать союзные и
бессоюзные предложения
Развивать речь
Обогащать словарный
запас, развивать речь
Повторить изученный
материал

10
8
16
5

Повторение пройденного -8 класса.
Знать курс 8 класса, повторить изученный материал 7 класса.
Прямая, косвенная речь ( 3)
Различать прямую и косвенную) речь
Сложные предложения (20)
Различать сложные предложения и простые предложения; главное, зависимое предложение.
Бессоюзные предложения(10)
Различать союзные и бессоюзные предложении, пунктуация в сложносочиненных
предложениях.
Речь(8)
Развивать речь
Развитие речи(16)
Обогащать словарный запас, развивать речь
Повторение пройденного за весь год
Повторить изученный материал.(5)
2.Планируемые результаты по предмету :
Личностные:
1) понимание
кабардино - черкесского языка (родного ) как одной из основных
национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения
в
процессе
получения
школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардино- черкесского (
родного) языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога (и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного национального литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);3)
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные :
1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

.

4. Календарнэ - тематическэ план

№

Сыхь.бж Планымк1э Фактическэ
9 класс
Кабардино-черкесский язык (родной)

Темэхэр

1-

Яджахэр къэпщытэжын(3)
Псалъэ зэпхар.

1

2

Сказуемэ

1

3

Псалъэ занщ1эр,абы нагъыщэхэр
зэрыщагъэув щ1ык1эр,Диалог

1

05.09

1
1
1
1
1

09.09
12.09
16.09
19.09
23.09

1

26.09

1
1
1
1
1
1

30.09
03.10
07.10
10.10
14.10
17.10

1
1

21.10
24.10

1

28.10

1
1
1

31.10
11.11
14.11

1
1
1
1

18.11
21.11
25.11
28.11

1

02.12

1

05.12

02.09

Псалъэ занщ1э, псалъэ зэдзэк1а(6)
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Псалъэ занщ1эр зэдзэк1ам хуэгъэк1уэн
Изложенэм хуэгъэхьэзырын
Изложенэр тхыжын
Цитатэр,абы нагъыщэ зэрыщагъэув щ1ык1эр
Къызэрапщытэ диктант грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын. Псалъэуха
зэхэлъымк1э гуры1уэгъуэ
Псалъэуха(20)
Псалъэуха зэхэлъ-зэгъусэхэр
Псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэр
Изложенэм хуэгъэхьэзырын
Изложенэр тхыжын
Псалъэуха гуэдзэмрэ прич.оборотымрэ
Псалъэуха гуэдзэ л1эужьыгъуэхэр.
Дополненэ гуэдзэ зи1э псалъэуха зэхэлъзэпхахэр
Къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьын. Подлежащэ псалъэуха
гуэдзэ зи1э псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэр
Обстоятельствэ пс-ха гуэдзэ л1эужьыгъуэхэр
зэман,щ1ып1э пс-ха гуэдзэхэр
Сочиненэм хуэгъэхьэзырын
Сочиненэр тхыжын
Лэжьыгъэм и къэхъук1э пс-ха гуэдзэ зи1э
зэхэлъ-зэпхахэр
Мурад,щхьэусыгъуэ псалъэуха гуэдзэхэр
Изложенэм хуэгъэхьэзырын
Изложенэр тхыжын
Условнэ пс-ха гуэдзэ зи1э пс-ха зэхэлъзэпхахэр
Уступительнэ пс-ха гуэдзэ зи1э пс-ха зэхэлъзэпхахэр
Гуэдзэ зыбжанэ зи1э пс-ха зэхэлъ-зэпхахэм я
л1эужьыгъуэ нэхъыщхьэхэр

Гуэдзэ зыбжанэ зи1э пс-ха зэхэлъ-зэпхахэм я
л1эужьыгъуэ нэхъыщхьэхэр
Къытегъэзэжыныгъэ
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъхэр( 10)
Союзыншэ пс-ха зэхэлъ-зэпхахэр.
запятой,точкэрэ запятойрэ

1

31

Союзыншэ пс-ха зэхэлъ-зэпхахэр.
запятой,точкэрэ запятойрэ

1

32

1

19.12

33
34
35

Союзыншэ пс-ха зэхэлъхэм точкит1
щагъэувыр
Сочиненэм хуэгъэхьэзырын
Сочиненэр тхыжын
Союзыншэ пс-ха зэхэлъым тире щагъэувыр

1
1
1

23.12
26.12
30.12

36

Союзыншэ пс-ха зэхэлъым тире щагъэувыр

1

37

Зэпхык1э зэмыл1эужьыгъуэ зи1э псалъэуха
зэхэлъхэр
Практическэ лэжьыгъэ пс-ха зэхэлъхэмк1э
Къызэрапщытэ диктант грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Бзэм и мыхьэнэр (8)
Щыуагъэхэм елэжьыжын. Бзэм и
мыхьэнэмк1э гуры1уэныгъэ

1

17.01

1
1

24.01
31.01

1

07.02

28
29
30

38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

09.12

1
1

16.12

1
Бзэр зызыхъуэж зызыужь явленэщ
Адыгэбзэм совет лэхъэным игъуэта
зыужьыныгъэр
Адыгэбзэм зиужьынымк1э урысыбзэм
мыхьэнэуэ и1эр
Сочиненэм хуэгъэхьэзырын
Сочиненэр тхыжын
Литературэбзэмк1э гуры1уэгъуэ
Практическэ лэжьыгъэ
Яджахэр къэпщытэжын
Бзэм и макъхэр (8)
Бзэм и макъхэр.
Бзэм и макъхэр

1

14.02

1

21.02

1
1

28.02
06.03

1
1
1

13.03
05.03
20.03

1

10.04

1

51

Изложенэ

1

52

Изложенэр егъэтхыжын

1

53

Макъзешэхэр

1

54

Макъдэк1уашэхэр

1

55

Макъхэм рэ хьэрфхэмрэ

1

56

Къытегъэзэжыныгъэ

1

57
58
59

Сочиненэм хуэгъэхьэзырын
Сочиненэр тхыжын
Псалъэ къэхъук1эмрэ,псалъэ

1
1
1

11.04
18.04
25.04

61

зэхъуэк1ык1эмрэ.
Орфоэпия.

1

08.05

62

Орфоэпия.

1

63

Орфография

1

64

Орфография

1

65

Къызэрапщытэ диктант

1

15.05

66

Къытегъэзэжыныгъэ (2)
Щыуагъэхэм елэжьыжын.

1

22.05

Къытегъэзэжыныгъэ

2

23.05

6768

4. Литература:
1. Качесоков Н. Методика преподавания 1990г
2. Гяургие вХ. Дзасажев Х. Методичка адгэбзэ 9 класс.
3. Гяургиев Х. Дзасажев Х. кабардино – черкесский язык( родной ) 1995г
4. Урусов Х. Кабардинская грамматика 1994 г
5.Апажев Х. Русско – кабардинский словарь 1992г
6 . Амшоков А. Кабардинский словарь 1995г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».