Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек» «Рассмотрено» На заседании учителей гуманитарного цикла А.А.Мамиева________ Протокол №____________ «__»_____2023 г «Согласовано» «Утверждено» Заместитель директора по УВР Приказ №__________ З.ХКошерова ____________ от «__»______2023 г директор «__»_____2023г. М.А.Умарова______ Рабочая программа По родному (кабардино-черкесскому) языку 5 класс Учитель : Мамиева Альбина Артуровна 2023-2024г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по родному ( кабардино - черкесскому ) языку для 5 класса составлена в соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе проекта «Программы по родному (кабардино-черкесскому )языку и литературе 5-11 классов» под редакцией Гяургиева Х.З., Ержибова А.К. Нальчик, Эльбрус, 2023г. и с учѐтом требований ФГОС. Программа рассчитана на 68ч ,2 часа в неделю. Цели предлагаемого курса: -ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; -формирование коммуникативной компетенции учащихся; - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; -воспитание чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова. -развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; -пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Задачи курса: -овладение речевой деятельностью разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие в разных еѐ видах (чтение, письмо, говорение, слушание); - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования; - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме; - обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями. Х.З. Гяургиев , 5класс- кабардино-черкесский язык ( родной ) - пособие , Нальчик: Эльбрус, 2018г Планируемые результаты по предмету : Личностные 1) понимание кабардино- черкесского языка ( родного) как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардино- черкесского языка (родного) как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного национального литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать кабардино- черкесский язык (родной )язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного Предметные : К концу года : -буквы, гласные согласные ,ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, правильный перенос слова; -предложение, виды предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательные предложения., ударение; уметь отвечать на вопросы; - части речи и их вопросы , находить их в предложении . писать красивым почерком 80- 90 слов под диктовку, определять ударную гласную; правильно писать фамилии, названия сел, городов, названия рек; - правильно писать гласные а-э в основе слова; -делить слова на слоги, уметь находить части речи; - разбирать предложения, находить главные и второстепенные члены предложения. - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике Кабардиночеркесского языка (родного); - овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема; - развитие нравственных и эстетических чувств; - воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к (Кабардино черкесскому ( родному)) языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; овладение речевой деятельностью разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие в разных еѐ видах (чтение, письмо, говорение, слушание); - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования; - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме; - обогащение и уточнение словаря, пользование словарями. 3.Содержание учебного предмета : № 1 Темы: Речь Прогнозируемый результат Что такое речь? Виды : устная и письиенная Кол.час 5 4 5 Ситаксис. Пунктуация Фонетика.Графика. Орфиэпие Орфогафие Лексика Образование слов 6 Морфологие.Орфографие. 2 3 речь Части речи, пунктуация Фонетика.Графика. Орфиэпие Орфогафие Лексика Приставка,суффикс,корень,окончание,основа слова Морфологическии разбор слова 15 7 11 15 15 Речь(5) Что такое речь? Виды речи: устная и письменная речь Синтаксис. Пунктуация.(15) Части речи, пунктуация. Синтаксис- раздел грамматики изучающий предложения и сочетания слов в предложении Пунктуация - совокупность правил употребления знаков препинания Фонетика. Графика. Орфиэпие- наука о правильном произношении. Фонетика-учение о звуковом строе языка. Графика. Орфиэпие. Знать определения, усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики Орфогафие(7) Орфографие-совокупность правил правописания Лексика (11) Лексика-наука ,которая изучает словарный состав языка устанавливает значения слов и употребление их в речи. Усвоение основ лексики. Образование слов(12) Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования; усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса). Морфологие. ( 15) Орфографие. (15) Усвоение основ морфемики. Раздел грамматики, изучающий предложения словоизменения и разряды слов( части речи), имеющиеся в данном языке. Орфографие - совокупность правил правописания 4. Календарнэ –тематическэ план № 1. 5 класс Кабардино-черкесский язык (родной) Темэхэр Сыхьэт бж. Бзэм теухуа гуры1уэныгъэхэр Пэщ1эдзэ классхэм щаджам къытегъзэжын 5 Щек1уэк1ыну зэманыр План. факт 1 02.09 1 1 1 9.09 16.09 23.09 1 30.09 1 1 1 1 1 1 2 1 2 07.10 14.10 21.10 29.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 2 16.12 1 1 23.12 12.01 21 22 23 24 25 26 Б/З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. Б/З. Сочиненэ Лексикэ-7 Определенэ Обстоятельствэ Пкъыгъуэ зэлъээпкъэгъухэр Диалог.Монолог Псалъэ занщ1э Зэрызыхуагъазэ псалъэ 1 1 1 1 1 1 15.01 19.01 26.01 29.01 02.02 09.02 27 Диктант 1 12.02 1 1 1 16.02 19.02 22.02 1 1 26.02 02.03 1 2 1 1 1 05.03 09.03 12.03 16.03 19.03 Бзэ. Жьабзэмрэт хыгъэбзэмрэ. Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр Макъзешэа-рэ э-рэкъигъэлъагъуэу хьэрфзешэ а щатхыр 5. Къызэрыпщытэ диктант Ситаксисымрэ пунктуацэмрэ.15 6 Фонетикэ.Графикэ.Орфоэпие.Орфографи е 7 Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ 8 Макъ дэк1уашэ гуэгъу зимы1эхэр 9 Б/З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын 10 Б/З. Изложенэ 11 Хьэрф зэпэщ1эзых ы рэ ъ нагъыщэмрэ 12-13 Фонетическэ зэпкърыхыныгъэ 14 Псалъэ зэпха 15-16 Псалъэухам и грамм атикэ лъабжьэр,псалъэуха л1эужьыгъуэхэр 17-18 Дополненэ 2. 3. 4. 19 20 Лексикэ 28 29 30 Щыуагъэхэм елэжьыжын Омонимхэр Синонимхэр.Антонимхэр Псалъэ къэхъук1эр-15 31 32 33 34-35 36 37 38 Псалъэ зэхъуэк1ык1эмрэ псалъэ къэхъук1эмрэ. К1эухыр, зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр, зэхъуэк1а зэрыхъусуффиксхэр. Псалъэпкъыр. Псалъэ къызэрыхъу префиксхэр, суффиксхэр. Префикс зы ,зэ щатхыр.Диктант Къэпщытэ\жыныгъэ Б/З. Изложенэмхуэгъэхьэзырын. Б/З. Изложенэ 2 1 1 1 1 1 1 02.04 06.04 09.04 13.04 16.04 20.04 23.04 47 48 49 50 Морфологие Щы1эц1эм и мыхьэнэр Щы1эц1э унейхэм я тхык1эр Щы1эц1эм и бжыгъэхэр Щы1эц1ээунейхэмрэ зэдайхэмрэ Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур Урысыбзэм щыщу адыгэбзэм къыхыхьа псалъэхэр Щы1эц1эхэм я къэхъук1эр Щы1эц1эр морфологическэк1э зэпкърыхын Щы1эц1эр морфологическэк1э зэпкърыхын Т ест лэжьыгъэ.Къэпщытэжыныгъэ 1 1 1 1 27.04 30.04 04.05 07.05 51 52 53 Б/З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын Б/ЗСочиненэ Глагол. 1 1 1 11.05 14.05 18.05 54 Глаголым и зэманхэр 1 20.05 55 Блэк1а зэман 1 24.05 56 Къэк1уэну зэман 1 26.05 Ит зэман Глаголыи и бжыгьэхэр , и щхьэр Плъыфэц1э 1 1 1 1 1 39-40 41 42 43 44 45 46 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Плъыфэц1эм бжыгъэк1э, падежк1э зэрызихъуэжыр Щытык1э къызэрык1 , зыщыщ къэзыгъэлъагъуэ плъыфэц1э Плъыфэц1эм и зэлъытыныгъэ степенхэр Зэгъусэу къэк1уа щы1эц11эмрэ плъыфэц1эмрэ я тхык1эр Плъыфэц1эр къызэрыхъу щ1ык1эр Къызэрапщытэ диктант Щыуагъэхэм елэжьыжын Проект лэжьыгъэ Гъэ псом яджахэр къэпщытэжын 1 1 1 1 1 1 1 4.Литература: Пособие для учащихся : Карданов М, Дыгов К. -кабардино- черкесский язык ( родной ) 5-й класс -пособие- Налшык: «Эльбрус», 2023г. Танашев Т.М. Методическое пособиие для учителя : Балова Л.Ф. Изложения и сочинения .(5-11-й класс). Нальчик: «Эльбрус», 2023 Гяургиев Х.З. Правописание. Нальчик: «Эльбрус», 2023 Гяургиев Х. З.Методика правильного письма ,пунктуация Нальчик: «Эльбрус», 2023 Таов Ж.К, Унатлоков В.Х. Диктанты и изложения. (5-9- й класс), Нальчик: «Эльбрус», 2006.и Гяургиев Х.З., Дзасажев Х. Методика преподавания адыгэбзэ кабардино- черкесский язык ( родной )Нальчик: «Эльбрус», 2023. Урусов .Х.Щ., Захохов Л.Х. Орфографие и пунктуация Нальчик: «Эльбрус», 1963. Таблицы по грамматике Захохов Л.Х. Орфографический словарь . Нальчик: «Эльбрус», 1989. Гяургиев З., Сукунов Х.Х. Русско - кабардинский словарь . Нальчик: «Нарты», 1991. Дзыганов Р.Х., Шериев Н.Г. Словарь синонимов . Нальчик: «Эльбрус», 1997. Автор гуп. Кабардинский словарь. Москва, 1999. Автор гуп. Русско -кабардинский словарь . Москва, 1995 Интернет-ресурсы. Балова Л. Сборник изложений и сочинений: 5-11 кл. Нальчик, 2020г.Унатлоков В. Письменные работы по кабардино- черкесскому языку, их классификация. Нальчик, 2020г