Рабочвая программа по родному (кабардино - черкесскому ) языку 5 кл 68 ч

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»

«Рассмотрено»
На заседании учителей
гуманитарного цикла
А.А.Мамиева________
Протокол №____________
«__»_____2023 г

«Согласовано»
«Утверждено»
Заместитель директора по УВР
Приказ №__________
З.ХКошерова ____________
от «__»______2023 г
директор
«__»_____2023г.
М.А.Умарова______

Рабочая программа
По родному
(кабардино-черкесскому) языку
5 класс
Учитель : Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родному ( кабардино - черкесскому ) языку для 5 класса
составлена в соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе
проекта «Программы по родному (кабардино-черкесскому )языку и литературе 5-11 классов»
под редакцией Гяургиева Х.З., Ержибова А.К. Нальчик, Эльбрус, 2023г. и с учѐтом
требований ФГОС. Программа рассчитана на 68ч ,2 часа в неделю.
Цели предлагаемого курса:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
-воспитание чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности
родного слова.
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка
в соответствии с условиями общения,
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
свою речь.
Задачи курса:
-овладение речевой деятельностью разных типов и ряд других задач, направленных на
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие в разных еѐ видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка,
суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых
умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных
высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями.
Х.З. Гяургиев , 5класс- кабардино-черкесский язык ( родной ) - пособие , Нальчик:
Эльбрус, 2018г
Планируемые результаты по предмету : Личностные
1) понимание кабардино- черкесского языка ( родного) как одной из основных
национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардино- черкесского
языка (родного) как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога (и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного национального литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать
кабардино- черкесский язык (родной )язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
Предметные :
К концу года : -буквы, гласные согласные ,ударные и безударные гласные, звонкие и
глухие согласные, правильный перенос слова;
-предложение, виды предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательные
предложения., ударение; уметь отвечать на вопросы;
- части речи и их вопросы , находить их в предложении .
писать красивым почерком 80- 90 слов под диктовку, определять ударную гласную;
правильно писать фамилии, названия сел, городов, названия рек;
- правильно писать гласные а-э в основе слова;
-делить слова на слоги, уметь находить части речи;
- разбирать предложения, находить главные и второстепенные члены предложения.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике Кабардиночеркесского языка (родного);
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования
небольшого объема;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к (Кабардино черкесскому ( родному)) языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь;
овладение речевой деятельностью разных типов и ряд других задач, направленных на
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие в разных еѐ видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка,
суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых
умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных
высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, пользование словарями.
3.Содержание учебного предмета :
№
1

Темы:
Речь

Прогнозируемый результат
Что такое речь? Виды : устная и письиенная

Кол.час
5

4
5

Ситаксис. Пунктуация
Фонетика.Графика.
Орфиэпие Орфогафие
Лексика
Образование слов

6

Морфологие.Орфографие.

2
3

речь
Части речи, пунктуация
Фонетика.Графика. Орфиэпие Орфогафие
Лексика
Приставка,суффикс,корень,окончание,основа
слова
Морфологическии разбор слова

15
7
11
15
15

Речь(5)
Что такое речь? Виды речи: устная и письменная речь
Синтаксис. Пунктуация.(15)
Части речи, пунктуация.
Синтаксис- раздел грамматики изучающий предложения и сочетания слов в предложении
Пунктуация - совокупность правил употребления знаков препинания
Фонетика. Графика. Орфиэпие- наука о правильном произношении.
Фонетика-учение о звуковом строе языка. Графика. Орфиэпие. Знать определения, усвоение
основ знаний из области фонетики и графики, грамматики
Орфогафие(7)
Орфографие-совокупность правил правописания
Лексика (11)
Лексика-наука ,которая изучает словарный состав языка устанавливает значения слов и
употребление их в речи. Усвоение основ лексики.
Образование слов(12)
Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса).
Морфологие. ( 15)
Орфографие. (15) Усвоение основ морфемики.
Раздел грамматики, изучающий предложения словоизменения и разряды слов( части речи),
имеющиеся в данном языке.
Орфографие - совокупность правил правописания

4. Календарнэ –тематическэ план

№

1.

5 класс
Кабардино-черкесский язык (родной)
Темэхэр

Сыхьэт
бж.

Бзэм теухуа гуры1уэныгъэхэр
Пэщ1эдзэ классхэм щаджам къытегъзэжын

5

Щек1уэк1ыну
зэманыр
План.
факт

1

02.09

1
1
1

9.09
16.09
23.09

1

30.09

1
1
1
1
1
1
2
1
2

07.10
14.10
21.10
29.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12

2

16.12

1
1

23.12
12.01

21
22
23
24
25
26

Б/З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын.
Б/З. Сочиненэ
Лексикэ-7
Определенэ
Обстоятельствэ
Пкъыгъуэ зэлъээпкъэгъухэр
Диалог.Монолог
Псалъэ занщ1э
Зэрызыхуагъазэ псалъэ

1
1
1
1
1
1

15.01
19.01
26.01
29.01
02.02
09.02

27

Диктант

1

12.02

1
1
1

16.02
19.02
22.02

1
1

26.02
02.03

1
2
1
1
1

05.03
09.03
12.03
16.03
19.03

Бзэ. Жьабзэмрэт хыгъэбзэмрэ.
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр
Макъзешэа-рэ э-рэкъигъэлъагъуэу хьэрфзешэ а
щатхыр
5.
Къызэрыпщытэ диктант
Ситаксисымрэ пунктуацэмрэ.15
6
Фонетикэ.Графикэ.Орфоэпие.Орфографи е
7
Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ
8
Макъ дэк1уашэ гуэгъу зимы1эхэр
9
Б/З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын
10
Б/З. Изложенэ
11
Хьэрф зэпэщ1эзых ы рэ ъ нагъыщэмрэ
12-13 Фонетическэ зэпкърыхыныгъэ
14
Псалъэ зэпха
15-16 Псалъэухам и грамм атикэ лъабжьэр,псалъэуха
л1эужьыгъуэхэр
17-18 Дополненэ
2.
3.
4.

19
20

Лексикэ
28
29
30

Щыуагъэхэм елэжьыжын
Омонимхэр
Синонимхэр.Антонимхэр
Псалъэ къэхъук1эр-15

31
32
33
34-35
36
37
38

Псалъэ зэхъуэк1ык1эмрэ псалъэ къэхъук1эмрэ.
К1эухыр, зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр,
зэхъуэк1а зэрыхъусуффиксхэр. Псалъэпкъыр.
Псалъэ къызэрыхъу префиксхэр, суффиксхэр.
Префикс зы ,зэ щатхыр.Диктант
Къэпщытэ\жыныгъэ
Б/З. Изложенэмхуэгъэхьэзырын.
Б/З. Изложенэ

2
1
1
1
1
1
1

02.04
06.04
09.04
13.04
16.04
20.04
23.04

47
48
49
50

Морфологие
Щы1эц1эм и мыхьэнэр
Щы1эц1э унейхэм я тхык1эр
Щы1эц1эм и бжыгъэхэр
Щы1эц1ээунейхэмрэ зэдайхэмрэ
Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а зэрыхъур
Урысыбзэм щыщу адыгэбзэм къыхыхьа
псалъэхэр
Щы1эц1эхэм я къэхъук1эр
Щы1эц1эр морфологическэк1э зэпкърыхын
Щы1эц1эр морфологическэк1э зэпкърыхын
Т ест лэжьыгъэ.Къэпщытэжыныгъэ

1
1
1
1

27.04
30.04
04.05
07.05

51
52
53

Б/З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын
Б/ЗСочиненэ
Глагол.

1
1
1

11.05
14.05
18.05

54

Глаголым и зэманхэр

1

20.05

55

Блэк1а зэман

1

24.05

56

Къэк1уэну зэман

1

26.05

Ит зэман
Глаголыи и бжыгьэхэр , и щхьэр
Плъыфэц1э

1
1
1
1
1

39-40
41
42
43
44
45
46

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Плъыфэц1эм бжыгъэк1э, падежк1э зэрызихъуэжыр
Щытык1э къызэрык1 , зыщыщ къэзыгъэлъагъуэ
плъыфэц1э
Плъыфэц1эм и зэлъытыныгъэ степенхэр
Зэгъусэу къэк1уа щы1эц11эмрэ плъыфэц1эмрэ я
тхык1эр
Плъыфэц1эр къызэрыхъу щ1ык1эр
Къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьыжын
Проект лэжьыгъэ
Гъэ псом яджахэр къэпщытэжын

1
1
1
1
1
1
1

4.Литература:
Пособие для учащихся :
Карданов М, Дыгов К. -кабардино- черкесский язык ( родной ) 5-й класс -пособие- Налшык:
«Эльбрус», 2023г.
Танашев Т.М.
Методическое пособиие для учителя :

Балова Л.Ф. Изложения и сочинения .(5-11-й класс). Нальчик: «Эльбрус», 2023
Гяургиев Х.З. Правописание. Нальчик: «Эльбрус», 2023
Гяургиев
Х. З.Методика правильного письма ,пунктуация Нальчик: «Эльбрус», 2023
Таов Ж.К, Унатлоков В.Х. Диктанты и изложения. (5-9- й класс), Нальчик: «Эльбрус»,
2006.и
Гяургиев Х.З., Дзасажев Х. Методика преподавания адыгэбзэ кабардино- черкесский
язык ( родной )Нальчик: «Эльбрус», 2023.
Урусов .Х.Щ., Захохов Л.Х. Орфографие и пунктуация Нальчик: «Эльбрус», 1963.
Таблицы по грамматике
Захохов Л.Х. Орфографический словарь . Нальчик: «Эльбрус», 1989.
Гяургиев З., Сукунов Х.Х. Русско - кабардинский словарь . Нальчик: «Нарты», 1991.
Дзыганов Р.Х., Шериев Н.Г. Словарь синонимов . Нальчик: «Эльбрус», 1997.
Автор гуп. Кабардинский словарь. Москва, 1999.
Автор гуп. Русско -кабардинский словарь . Москва, 1995
Интернет-ресурсы.
Балова Л. Сборник изложений и сочинений: 5-11 кл. Нальчик, 2020г.Унатлоков В.
Письменные работы по кабардино- черкесскому языку, их классификация. Нальчик, 2020г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».