Рабочая программа по родному ( кабардино_ черкесскому ) языку2 кл 68ч (1)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»
«Рассмотрено»
На заседании учителей
гуманитарного цикла
А.А.Мамиева________
Протокол №____________
«__»_____2023г

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
З.Х.Кошерова ____________
«__»_____2023 г.

«Утверждено»
Приказ №__________
от «__»______2023 г
директор
М.А.Умарова______

Рабочая программа
По родному
(кабардино-черкесскому ) языку
2 класс
Учитель: Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024 г.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родному ( кабардино – черкесскому )языку для 2 класса составлена
в соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной
«Программы по родному ( кабардино – черкесскому) языку и литературному чтению
на кабардино- черкесском языке » для 1-4 классов Багова Н.А., составленной в соответствии
с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на 68ч в год,2 часа в неделю.
Основные цели учебного курса:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
- социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а
также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи учебного курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике кабардиночеркесского ( родного ) языка:
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования
небольшого объема;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Хубиев Ж,
Карданова О. Уебное пособие- кабардино – черкессий язык (родной ) 2 класс, Нальчик:
Эльбрус, 2022.
2. Планируемые результаты по предмету: .
Личностные:
1) понимание кабардино – черкесского языка (родного )
языка как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского
народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным

предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. К концу
года :
-буквы, гласные согласные ,ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные,
правильный перенос слова;
предложение, виды предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательные
предложения;
- ударение, отвечать на вопросы;
-части речи
-писать красивым почерком 40- 45 слов под диктовку, определять ударную гласную;
правильно писать фамилии, названия сел, городов, названия рек ; правильно писать
гласные а-э; писать диктант, пересказывать

3.Содержание учебного предмета :

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17
18.

Разделы и темы:

Кол.час

Б/з

Предложение, слово, звук, буква
Слоги
Правописание гласных: э- а
Согласные звуки - П1 п1
Разделительная гласная -ы

1
3
1
2
3

1

Буква -У
Буквы : и, е, е, ю, я
Звонкие и глухие согласные
Сложные буквы
Ударение
Алфавит
Слово
Кто? Что?
Какой? Какая?
Что делает? Что делать?
Послелог
Однокоренные слова
Предложения

3
3
3
2
3
1
4
4
4
4
3
2
5

Дик
тант
1

1
1
1
1
1
1
1
1

ОТв.ч
10
5
1
2
2
4
5
2
2
2
1
7
5
4
4
2
2
3

19
Повторение
Всего:

1
68

4

4

5
68

Предложение, слово, буква (10)
Слоги (5)
Учащиеся должны уметь делить слова на слоги, правильно переносить слова, различать
гласные и согласные звуки
Правописание гласных: э- а (1)
Правильно писать слова в корне слова , в безударном положении знать правило
правописания гласных а- э
Согласные звуки - П1 п1 (2 )
Правописание п1,п1.
Буква -У (3 )
Буква у имеет два звука. Знать когда она гласная, согласная. Правописание у со сложными
буквами
Разделительная гласная –ы (3)
Разделительная гласная ы служит в словах для того чтобы не образовались сложные буквы,
она разделяет их.
Звонкие и глухие согласные(3)
Знать звонкие и глухие согласные, уметь их различать.
Сложные буквы (2)
Сложные буквы и их правописание
Ударение ( 3)
Правильно ставить ударение, делить слова на слоги, правильный перенос слов.
Алфавит (1 )
Знать алфавит, все буквы и звуки. Составлять рассказ по картине, по плану.
Слово( 7 )
Значение слова, предназначение
Существительные (4)
Определение, вопросы к существительному, находить их в предложении.
Глагол (2)
Определение, вопросы к глаголу , находить их в предложении

Послелог( 2)
Определение
Однокоренные слова (2)
Находить однокоренные слова, выделить корень
Предложения( 4 )
Значение предложения, определение, роль предложения. Составлять текст, пересказывать,
описывать портрет, картину.
Повторение изученного материала. Повторить изученный материал за весь учебный го
Повторение ( 5 )
Повторение ( 8)

4. Календарнэ - тематическэ план

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26

Кабардино-черкесский язык
( родной) 2класс. Темэхэр

Щек1уэк1ыну

Сыхьэт
Планымк
бж
1э
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ 4
Псалъэуха, псалъэхэр.
1
02.09
Псалъэуха псалъэхэр.
1
04.09
Макъ дэк1уашэхэр
1
09.09
Макъхэр,хьэрфхэр.
1
11.09
Макъзешэхэмрэ макъ дэк1уашэхэмрэ 2
Макъ жьгъыжьхэр
1
16.09
Макъ дэгухэр
1
18.09
Пычыгъуэ 1
Пычыгъуэ.
1
23.09
Псалъэр зэрырахьэкIыр 1
ПсалъэрзэрырахьэкIыр.
1
25.09
Макъзешэ э-рхьэрфзешэ а-кIэ къызэрагъэлъагъуэр4
Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а-кIэ
1
01.10
къызэрагъэ-гъуэр.
Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а-к1э
1
08.10
къызэрагъэлъагъуэр.
Къызэрапщытэ диктант.
1
15.10
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
22.10
пI, тI макъ дэкIуашэхэр 2
ПI, т Iмакъ дэкIуашэхэр.
1
29.10
ПI, т макъ дэкIуашэхэр.
1
13.11
ЗэпэщIэзых ы 4
Хьэрф ы-р зэпэщIэзых дамыгъэу
1
19.11
къокIуэ.
Хьэрф ы-р зэпэщIэзых дамыгъэу
1
26.11
къокIуэ.
Къызэрапщытэ диктант
1
03.12
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
10.12
Хьэрф - у 2
Хьэрф у-р макъзешэ у и макъдэкIуашэ
1
17.12
уи къокIуэ
Хьэрф у-р макъзешэ у и
1
24.12
макъдэкIуашэ уи
къокIуэ
Хьэрф у-м и ужькIэ ы зэрамытхыр 10
Хьэрф у -м иужькIэ ы зэрамытхыр
1
28.12
Хьэрф у-м иужькIэ ы зэрамытхыр
1
10.01
Хьэрф и-р
1
13.01
Хьэрфе-р
6
1
17.01
Хьэрф э-р къызэрыкIуэр
1
20.01
Хьэрф э-р
къызэрыкIуэр
1
24.01

Сыхь.бж
Фактич.

27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42

43

44
45

46
47
48
49
50

51

Къызэрапщытэ диктант
1
27.01
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
31.01
Хьэрф ю, я-хэр.
1
03.02
Хьэрфе(йо)-р
1
07.02
Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ 3
Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ
1
14.02
дэгухэмрэ
Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ
1
17.12
дэгухэмрэ
Къызэрапщытэ диктант.
1
21.02
Хьэрфзэгуэтк1э къагъэлъагъуэ макъхэр 2
Щыуагъэхэм елэжьыжын. Хьэрф
1
24.02
зэгуэткIэ къагъэлъагъуэ макъхэр.
Хьэф зэгуэткIэ къагъэлъагъуэ
1
28.02
макъхэр
Ударенэ 4
Ударенэ
1
03.03
Ударенэ
1
07.03
Къызэрапщытэ диктант.
1
10.03
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
14.03
Алфавит 2
Адыгэ алфавит.
1
17.03
Адыгэ алфавит.
1
04.04
Псалъэ 6
Унэц1эхэмрэ ц1эхэмрэ
1
07.04
хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу
зэратхыр.
Унэц1эхэмрэ ц1эхэмрэ
1
11.04
хьэрфышхуэк1э
кърагъажьэузэратхыр.
Псэущхьэхэм фIащ цIэхэр хьэрфыш1
14.04
кIэ кърагъажьэу зэратхыр
Къалэхэм, къуажэхэм, уэрамхэм,
1
18.04
псыежэххэм я цIэхэр хьэрфышхуэкIэ
кърагъажьэу зэратхыр
Къызэрапщытэ диктант.
1
21.04
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
25.04
Хэт? Сыт? упщIэхэм жэуап хуэхъу псалъэхэр 3
Хэт?Сыт? упщIэм жэуап хуэхъу
1
28.04
псалъэхэр
Хэт? Сыт? упщIэхэм жэуап хуэхъу
1
05.05
псалъэхэр
Сыт ищ1эр ? упщIэм жэуап хуэхъу
1
12.05
псалъэхэр
Сыт хуэдэ? упщIэм жэуап хуэхъу псалъэхэр 2
Сыт хуэдэ? упщIэхэм жэуап хуэхъу
1
16.03
псалъэхэр Послелог
24.05
7

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Сыт хуэдэ? упщIэхэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр
Сыт хуэдэ? упщIэхэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр
Сыт хуэдэ? упщIэхэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр
Послелог
Послелог
Псалъэ лъабжьэ
Псалъэ лъабжьэ
Псалъэ зэлъабжьэгъухэр
Псалъэ зэлъабжьэгъухэр
Къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьыжын
Псалъэуха
Зэра1уатэ
Зэрыупщ1э
Хэ1этык1а
Проект лэжьыгъэ
Илъэсым яджахэр къэпщытыжын

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4.Литература:
1. Программа для начальных классов.
2. Хубиев Ж , Карданова О.Учебное пособие- кабардино-черкесский язык ( родной)
2
класс. – Нальчик: Эльбрус, 2022г
3. Карточки. 2 класс. Второй выпуск. – Нальчик: Нартан, 1991.
4. Кулимова Р.М., Керженцова А.В., Каскулова И.Х. Край - мой родной. Серия упражнений и
заданий по русскому и кабардино -черкесскому языкам. ИПК ПРО КБГУ, кафедра
дошкольного и школьного образования. – Нальчик: ЧП «Полиграфия» КБР, 2006.
5. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкессо-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях. – Нальчик: Эль-Фа, 1998.
6. Словарь кабардино-черкесского языка. Институт гуманитарных исследований КабардиноБалкарского научного центра Российской Академии наук. – Москва: Дигора, 1999.
7. Гяургиев Х.З., Дзасажев Х.Е. Адыгэбзэ I–II часть. Утверждено Министерством науки и
образования КБР.
8. Словарь – Нальчик: Эльбрус, 1995.
9. Захохов Л. Орфографический словарь . Пособие для учащихся. КъБАССР-м Утверждено
Министерством науки и образования КъБАССР – Нальчик: Эльбрус, 2004
10.
Утверждено Министерством науки КБР. Нальчик: Эльбрус, 1980.
Багов Н.А., Бозиев Т.Т. Диктанты и изложения. Утверждено
Министерством науки и
образования К.
11. Багов Н. А.« Диктанты и изложения»
8

12. Гяургиев Х.З. Методика преподавания кабардинской орфографии. Нальчик: Эльбрус,
2001
13. Урусов Х.Щ, Захохов Л.Х. Орфография и пунктуация. Нальчик, 1963

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».