Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек» «Рассмотрено» На заседании учителей гуманитарного цикла «Согласовано» Заместитель директора по УВР З .Х.Кошерова ____________ А.А.Мамиева________ Протокол №____________ «Утверждено» Приказ №__________ от «__»______2023 г директор «__»_____2023г. М.А.Умарова______ «__»_____2023г Рабочая программа по родному (кабардино- черкесскому ) языку 7 класс Учитель :Мамиева Альбина Артуровна 2023-2024г 1.Пояснительная записка Рабочая программа по родном у( кабардино -черкесскому) языку для 7 класса составлена в соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе проекта « Программы по кабардино-черкесскому языку и литературе 5-11 классов» под редакцией Гяургиева Х.З., Ержибова А.К. Нальчик, Эльбрус, 2018г-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Рабочая программа рассчитана (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) на 51 ч. Количество часов в неделю: 68 часов в год; -2ч в неделю. Цели изучения предмета Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободным владением кабардинским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности к речевому самосовершенствованию. - освоение знаний на кабардинском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах кабардинского языка; об основных формах кабардинского литературного языка; о кабардинском речевом этикете. Задачи изучения предмета Данные цели обуславливают решение следующих задач: - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Урусов Х.Ш., И.А. Амироков И.А. «Адыгэбзэ» 7 класс –учебное пособие , Нальчик, «Эльбрус», 2018г. 2. Планируемые результаты: Личностные: 1) понимание кабардинского языка как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардинского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные : 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного национального литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные: 1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 3.Содержание : № 1 3 Темы: Введение. Содержание .Алфавит. Повторение пройденного.Орфографие Причастие 4 Деепричастие 5 Наречие 2 Прогнозируемый результат История создания алфавита Кол.час 2 Части речи. Орфографие. 4 Определение причастия, морфологические и 12 синтаксические признаки. Причастный оборот. Определение деепричастия. 12 Морфологические и синтаксические признаки. Деепричастный оборот. Определение наречия. 11 6 Послелог 7 Союз 8 Частица 9 Междометие 10 Повторение пройденного за весь год 11. Развитие речи 11 Морфологические и синтаксические признаки. Несамостоятельные части речи. Определение послелога. Синтаксическая роль, правописание. Определение союза. Подчинительные и сочинительные союзы. 2 2 Определение частиц. Синтаксическая роль, правописание. Определение междометия. Синтаксическая , морфологическая роль, правописание. Повторить весь пройденный материал. 2 Развивать литературную и письменную речь, знать содержание курса. 16 2 3 Введение. Содержание .Алфавит (2) Знать содержание курса. Историю создания алфавита .Первые основатели алфавита. Повторение пройденного (4) Повторить весь изученный курс. Причастие (12) Прича́стие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию ... Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная предикативная форма времени Деепричастие (12) Дееприча́стие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола (спорно) в ... ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши Наречие (11) Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи: не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами и не имеет окончания. Послелог (2) Послелоги в Адыгэбзэ ( Кабардино- черкесском языке ( родном )) наряду с глагольными приставками выражают различные отношения Союз (2) Союз — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы не изменяются и не являются членами предложения. Частица (2) Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования ... Междометие (2) Междометие — это неизменяемая часть речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их: О! Повторение пройденного за весь год (3) Повторить весь изученный материал. Развитие речи (16) Развитие речи - это процесс обучения детей речи; область методики преподавания Адыгэбзэ ( Кабардино- черкесского языка (родного)); одна из главных задач учебного предмета 5 .Календарнэ-тематическэ план № Темэхэр. Адыгэбзэ 7-нэ класс. Сыхьэт бж. Щек1уэк1ыну зэманыр План. Факт. 7 8 Адыгэ тхыбзэр-2 Адыгэ алфавитым и тхыдэ. Иджырей адыгэбзэ алфавитыр.Орфографиер. .Къытегъэзэжыныгъэ-4 Фонетикэ,лексикэ,орфографие. Псалъэ къэхъук1э. Морфологие. Псалъэухахэр,абыхэм нагъыщэ зэрыщагъэув щ1ык1эр. Къызэрапщытэ диктант. Щыуагъэхэм елэжьыжын. Морфологие. Причастие-12 Причастием и мыхьэнэр. Причастие зылэжьрэ зэлэжьрэ. 9 Причастие зылэжьрэ зэлэжьрэ 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Зылэжь причастием и къэхъук1эр Зэлэжь причастием и къэхъук1эр Обстоятельственнэ причастиехэр Обстоятельственнэ причастиехэм я къэхъук1эр. Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын. Б/ЗИзложенэр нэтхысыжын. Причастие зыгъэзэжхэр Причастиер зэманк1э зэхъуэк1а зэрыхъур Причастиер щхьэк1э зэхъуэк1а зэрыхъур Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын. Б/ЗИзложенэр нэгъэсыжын. Причастнэ оборотыр 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 Причастнэ оборотыр 1 23 1 20.01 1 1 24.01 27.01 1 1 1 31.01 07.02 10.02 29 30 31 32 Причастиер морфологическэк1э зэпкърыхыныгъэ . Къытегъэзэжыны-гъэ. Къызэрапщытэ диктант. Щыуагъэхэм елэжьыжын. Деепричастие-12 Деепричастием и мыхьэнэр. Деепричастиер къызэрыхъу щ1ык1эр. Деепричастиер щхьэк1э,бжыгъэк1э зэхъуэк1а зэрыхъур. Б/ЗСочиненэм хуэгъхьэзырын. Б/ЗСочиненэр нэгъэсыжын. Деепричастием и зэманформэхэр. Деепричастнэ оборотыр 1 1 1 1 1 14.02 17.02 21.02 24.02 33 Деепричастнэ 1 2 3 4 5 6 24 25 26 27 28 оборотыр 1 02.09 1 1 09.09 16.09 1 23.09 1 1 30.09 07.10 1 1 14.10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 10.01 13.01 17.01 34 Деепричастиер морфологическэк1э зэпкърыхын 1 35 Деепричастиер морфологическэк1э зэпкърыхын 1 36 37 Б/ЗСочиненэм хуэгъэхьэзырын. Б/ЗСочиненэр нэгъэсыжын. 1 1 03.03 07.03 1 1 1 10.03 17.03 19.03 1 04.04 1 07.04 1 1 11.04 14.04 28.02 Наречие-11 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Наречием и мыхьэнэр. Наречиехэр къызэрыхъу щ1ык1эр. Суффикс-у//-уэ-к1э плъыфэц1эм къытек1 наречиехэр. Суффикс-у//-уэ-к1э,-э,рэ-к1э бжыгъэц1эхэм къатек1 бжыгъэц1э-наречиехэр. Суффикс-у//-уэ-к1э,дэ-к1э ц1эпапщ1эхэм къатек1 ц1эпапщ1э-наречиехэр. Щхьэ закъуэ лэжьыгъэ. Щы1эц1эхэм,плъыфэц1эхэм,наре-чиехэм къатек1 наречиехэр Изложенэ Изложенэр егъэтхыжын 1 1 51 Наречие зэхэлъхэр, абыхэм я тхык1эр. 1 Наречиер морфологическэк1э 1 зэпкърыхыныгъэ.Къытегъэзэжыны-гъэ. Къызэрапщытэ диктант. 1 Щыуагъэхэм елэжьыжын. 1 Зи щхьэ хущымыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэр-4 Послелогым и мыхьэнэр. 1 52 Послелогым и мыхьэнэр. 1 53 Послелогыр морфологическэк1э зэпкърыхыныгъэ. 1 05.05 54 Къытегъэзэжыныгъэ. 55 56 Б/З.Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. Б/З.Сочиненэр нэтхысыжын. 1 1 09.05 12.05 16.05 47 48 49 50 18.04 21.04 25.04 28.04 02.05 Сою-1 57 Союзым и мыхьэнэр. 1 58 Союзым и мыхьэнэр. 1 59 Морфологическэ зэпкърыхыныгъэ. 1 60 Частицэм и мыхьэнэр. 1 61 Частицэм и мыхьэнэр. 1 Частицэ-1 20.05 62 Морфологическэ зэпкърыхыныгъэ. 1 Междометие-1 63 64 Междометием и мыхьэнэр Междометием и мыхьэнэр 1 1 65 Къытегъэзэжыныгъэ 1 66 Практическэ лэжьыгъэ 1 67 Илъэсым яджахэр къэпщытэжын 1 68 Къызэрапщытэ диктант 1 23.05 4.Литература: Урусов Х.Ш., И.А. Амироков И.А. «Адыгэбзэ» 7 класс –учебное пособие , Нальчик, «Эльбрус», 2018г Захохов Л. Орфографический словарь .Нальчик – Эльбрус,2018г Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкеско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях. Нальчик – Эльбрус, 2018 Кабардинский словарь. Москва – Дигора, 1999Таблицы по кабардинскому языку. Утверждено Министерством образования КБР .Нальчик – ОО «Книга», 2018год. Багов Н.А. Диктанты и изложения. Нальчик. 2018 Балова Л.Ф. Изложения и сочинения . (5-нэ-11-нэ класс). Нальчик, 2018. Гяургиев Х. 3. Орфография. Нальчик, 2017. ГяургиевХ. 3. Пунктуация. Нальчик, 2017.