Рабочая программа по родному( кабардино- черкесскому ) 7 языку68ч (1)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»

«Рассмотрено»
На заседании учителей
гуманитарного цикла

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
З .Х.Кошерова ____________

А.А.Мамиева________
Протокол №____________

«Утверждено»
Приказ №__________
от «__»______2023 г
директор

«__»_____2023г.

М.А.Умарова______

«__»_____2023г

Рабочая программа
по родному
(кабардино- черкесскому ) языку
7 класс

Учитель :Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024г

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родном у( кабардино -черкесскому) языку для 7 класса составлена в
соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ, с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе проекта « Программы
по кабардино-черкесскому языку и литературе 5-11 классов» под редакцией Гяургиева Х.З.,
Ержибова А.К. Нальчик, Эльбрус, 2018г-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Рабочая программа рассчитана (в
соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) на 51 ч.
Количество часов в неделю: 68 часов в год; -2ч в неделю.
Цели изучения предмета
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободным владением кабардинским языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности к речевому самосовершенствованию.
- освоение знаний на кабардинском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах кабардинского языка; об основных
формах кабардинского литературного языка; о кабардинском речевом этикете.
Задачи изучения предмета
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск. воспитание
гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах
и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию. Урусов Х.Ш., И.А. Амироков И.А.
«Адыгэбзэ» 7 класс –учебное пособие , Нальчик, «Эльбрус», 2018г.
2. Планируемые результаты:
Личностные:
1) понимание кабардинского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардинского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные :
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога (и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного национального литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

3.Содержание :
№
1

3

Темы:
Введение. Содержание
.Алфавит.
Повторение
пройденного.Орфографие
Причастие

4

Деепричастие

5

Наречие

2

Прогнозируемый результат
История создания алфавита

Кол.час
2

Части речи. Орфографие.

4

Определение причастия, морфологические и 12
синтаксические признаки. Причастный
оборот.
Определение деепричастия.
12
Морфологические и синтаксические
признаки. Деепричастный оборот.
Определение наречия.

11

6

Послелог

7

Союз

8

Частица

9

Междометие

10

Повторение пройденного
за весь год
11. Развитие речи

11

Морфологические и синтаксические
признаки. Несамостоятельные части речи.
Определение послелога. Синтаксическая
роль, правописание.
Определение союза. Подчинительные и
сочинительные союзы.

2
2

Определение частиц. Синтаксическая роль,
правописание.
Определение междометия. Синтаксическая ,
морфологическая роль, правописание.
Повторить весь пройденный материал.

2

Развивать литературную и письменную
речь, знать содержание курса.

16

2
3

Введение. Содержание .Алфавит (2)
Знать содержание курса. Историю создания алфавита .Первые основатели алфавита.
Повторение пройденного (4)
Повторить весь изученный курс.
Причастие (12)
Прича́стие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию ...
Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная
предикативная форма времени
Деепричастие (12)
Дееприча́стие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола (спорно) в ... ранее
обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши
Наречие (11)
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи: не склоняется, не спрягается, не
согласуется с другими словами и не имеет окончания.
Послелог (2)
Послелоги в Адыгэбзэ ( Кабардино- черкесском языке ( родном )) наряду с глагольными
приставками выражают различные отношения
Союз (2)
Союз — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые
предложения в составе сложного. Союзы не изменяются и не являются членами
предложения.
Частица (2)
Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения,
эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования ...
Междометие (2)
Междометие — это неизменяемая часть речи, которая выражает различные чувства,
побуждения, но не называет их: О!
Повторение пройденного за весь год (3)
Повторить весь изученный материал.
Развитие речи (16)
Развитие речи - это процесс обучения детей речи; область методики преподавания Адыгэбзэ
( Кабардино- черкесского языка (родного)); одна из главных задач учебного предмета

5 .Календарнэ-тематическэ план
№

Темэхэр.
Адыгэбзэ 7-нэ класс.

Сыхьэт
бж.

Щек1уэк1ыну
зэманыр
План.
Факт.

7
8

Адыгэ тхыбзэр-2
Адыгэ алфавитым и тхыдэ.
Иджырей адыгэбзэ алфавитыр.Орфографиер.
.Къытегъэзэжыныгъэ-4
Фонетикэ,лексикэ,орфографие.
Псалъэ къэхъук1э.
Морфологие.
Псалъэухахэр,абыхэм нагъыщэ зэрыщагъэув
щ1ык1эр.
Къызэрапщытэ диктант.
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
Морфологие. Причастие-12
Причастием и мыхьэнэр.
Причастие зылэжьрэ зэлэжьрэ.

9

Причастие зылэжьрэ зэлэжьрэ

1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Зылэжь причастием и къэхъук1эр
Зэлэжь причастием и къэхъук1эр
Обстоятельственнэ причастиехэр
Обстоятельственнэ причастиехэм я къэхъук1эр.
Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б/ЗИзложенэр нэтхысыжын.
Причастие зыгъэзэжхэр
Причастиер зэманк1э зэхъуэк1а зэрыхъур
Причастиер щхьэк1э зэхъуэк1а зэрыхъур
Б/ЗИзложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б/ЗИзложенэр нэгъэсыжын.
Причастнэ оборотыр

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22

Причастнэ оборотыр

1

23

1

20.01

1
1

24.01
27.01

1
1
1

31.01
07.02
10.02

29
30
31
32

Причастиер морфологическэк1э зэпкърыхыныгъэ
. Къытегъэзэжыны-гъэ.
Къызэрапщытэ диктант.
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
Деепричастие-12
Деепричастием и мыхьэнэр.
Деепричастиер къызэрыхъу щ1ык1эр.
Деепричастиер щхьэк1э,бжыгъэк1э зэхъуэк1а
зэрыхъур.
Б/ЗСочиненэм
хуэгъхьэзырын.
Б/ЗСочиненэр нэгъэсыжын.
Деепричастием и зэманформэхэр.
Деепричастнэ оборотыр

1
1
1
1
1

14.02
17.02
21.02
24.02

33

Деепричастнэ

1

2
3
4
5
6

24
25
26
27
28

оборотыр

1

02.09

1
1

09.09
16.09

1

23.09

1
1

30.09
07.10

1
1

14.10
21.10

28.10
11.11
18.11
25.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12
10.01
13.01
17.01

34

Деепричастиер морфологическэк1э зэпкърыхын

1

35

Деепричастиер морфологическэк1э зэпкърыхын

1

36
37

Б/ЗСочиненэм хуэгъэхьэзырын.
Б/ЗСочиненэр нэгъэсыжын.

1
1

03.03
07.03

1
1
1

10.03
17.03
19.03

1

04.04

1

07.04

1
1

11.04
14.04

28.02

Наречие-11
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Наречием и мыхьэнэр.
Наречиехэр къызэрыхъу щ1ык1эр.
Суффикс-у//-уэ-к1э плъыфэц1эм къытек1
наречиехэр.
Суффикс-у//-уэ-к1э,-э,рэ-к1э бжыгъэц1эхэм
къатек1 бжыгъэц1э-наречиехэр.
Суффикс-у//-уэ-к1э,дэ-к1э ц1эпапщ1эхэм къатек1
ц1эпапщ1э-наречиехэр.
Щхьэ закъуэ лэжьыгъэ.
Щы1эц1эхэм,плъыфэц1эхэм,наре-чиехэм къатек1
наречиехэр
Изложенэ
Изложенэр егъэтхыжын

1
1

51

Наречие зэхэлъхэр, абыхэм я тхык1эр.
1
Наречиер морфологическэк1э
1
зэпкърыхыныгъэ.Къытегъэзэжыны-гъэ.
Къызэрапщытэ диктант.
1
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
Зи щхьэ хущымыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэр-4
Послелогым и мыхьэнэр.
1

52

Послелогым и мыхьэнэр.

1

53

Послелогыр морфологическэк1э
зэпкърыхыныгъэ.

1

05.05

54

Къытегъэзэжыныгъэ.

55
56

Б/З.Сочиненэм хуэгъэхьэзырын.
Б/З.Сочиненэр нэтхысыжын.

1
1

09.05
12.05
16.05

47
48
49
50

18.04
21.04
25.04
28.04
02.05

Сою-1
57

Союзым и мыхьэнэр.

1

58

Союзым и мыхьэнэр.

1

59

Морфологическэ зэпкърыхыныгъэ.

1

60

Частицэм и мыхьэнэр.

1

61

Частицэм и мыхьэнэр.

1

Частицэ-1
20.05

62

Морфологическэ зэпкърыхыныгъэ.

1

Междометие-1
63
64

Междометием и мыхьэнэр
Междометием и мыхьэнэр

1
1

65

Къытегъэзэжыныгъэ

1

66

Практическэ лэжьыгъэ

1

67

Илъэсым яджахэр къэпщытэжын

1

68

Къызэрапщытэ диктант

1

23.05

4.Литература:
Урусов Х.Ш., И.А. Амироков И.А. «Адыгэбзэ» 7 класс –учебное пособие , Нальчик,
«Эльбрус», 2018г
Захохов Л. Орфографический словарь .Нальчик – Эльбрус,2018г
Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкеско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях. Нальчик – Эльбрус, 2018
Кабардинский словарь. Москва – Дигора, 1999Таблицы по кабардинскому языку.
Утверждено Министерством образования КБР .Нальчик – ОО «Книга», 2018год.
Багов Н.А. Диктанты и изложения. Нальчик. 2018
Балова Л.Ф. Изложения и сочинения . (5-нэ-11-нэ класс). Нальчик, 2018.
Гяургиев Х. 3. Орфография. Нальчик, 2017.
ГяургиевХ. 3. Пунктуация. Нальчик, 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».