Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» На заседании учителей Заместитель директора по УВР Приказ №__________ гуманитарного цикла З.Х.Кошерова ____________ от «__»______2023г А.А.Мамиева________ директор Протокол №____________ «__»_____2023г. М.А.Умарова______ «__»_____2023 г Рабочая программа По родному (кабардино – черкесскому) языку 4 класс Учитель :Мамиева Альбина Артуровна 2023-2024г. 1 1.Пояснительная записка Рабочая программа по родному (кабардино - черкесскому )языку для 4 класса составлена в соответствии с п. 1,ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной родному литературному чтению на кабардиночеркесском языке для 1-4 классов Багова Н.А., 2018 г Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю . Цель предмета - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры челове Задачи изучения предмета Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит до стижение основных целей изучения предмета: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике; ( Кабардино - черкесского языка (родного ))- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моноло- гические высказывания и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема; - развитие нравственных и эстетических чувств; - воспитание у учеников позитивного эмоциональноценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение по- знавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Л.Т.Захохов кабардино - черкесский язык (родной ) учебное пособие для 4 класса — 2.Планируемые результаты по предмету: кабардино - черкесский язык (родной ) Личностные : 1) понимание кабардино - черкесского языка (родного ) как одной из основных национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардинского языка языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств Метапредметные : 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и 2 межкультурного общения. Предметные : 1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. буквы,глассные соглаласные ,ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, правельный перенос слова.Предложение,виды предложений: повествовательное, ----вопросительное, восклицательные предложения, ударение,уметь отвечать на вопросы; -части речи и их вопросы , находить их в предложении ; -писать красивым почерком 60- 70 слов под диктовку, определять ударную гласную; -правильно писать фамилии, названия сел, городов, названия рек, ит. д -правильно писать гласные а-э; писать диктант, пересказывать текст, составить план к тексту; -делить слова на слоги, уметь находить части речи. -разбирать предложения, находить главные и второстепенные члены предложения. 3.Содержание учебного прдмета: N. Разделы: Прогнозируемый результат Кол.час 1. Повторение пройденного материала Повторение 10 2. Существительное Грамматическая форма существительного 5 3. Послелог. Послелог 2 4. Прилагательное Виды прилагательных 2 5. Местоимение Местоимение. Разряды местоимений 2 6. Глагол Глагол. Грамматическая форма глагола 2 7. Гласные а-э в основе слова Правописание гласных в основе слова 3 8. Местоимения и приставки Притавки, виды приставок, уметь их 4 находить, фонетический разбор слова. 9. Числительное Разрыды числительных 2 10. Повторение изученного Грамотная речь 2 Повторение пройденного материала ( 10) Повторение изученного материала за 3 класс 3 Существительное(5) Грамматическая форма существительного.Определение существительного, вопрос к нему, находить его в предложении Послелог. (2) Определение послелога, находить его в предложении Прилагательное(2) Виды прилагательных. Определение прилагательного, вопрос к нему, находить его в предложении Местоимение. (2)Разряды местоимений. Определение местоимения. Виды местоимений, находить их в предложении. Глагол (2) Определение глагола, вопрос к нему, находить его в предложении Гласные а-э в основе слова. (3) Правописание гласных в основе слова . Местоимения и приставки(4) Приставки, виды приставок, уметь их находить, фонетический разбор слова. Числительное(2) Разряды числительных. Вопросы числительного, находить их в предложении Повторение изученного(2) Повторить изученный материал за весь учебный год. 4 4. Календарнэ-тематическэ план № 4 класс Кабардино - черкесский язык (родной ) Темэхэр Сыхь Щек1уэк1ыныр эт бж. зэман план 1 ПсалъэухаМакъхэмрэ хьэфхэмрэ. Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ. 1 02.09 2 Псалъэм и зэхэлъык1эр. Лъабжьэ. 1 15.09 3 Сочиненэ кlэщl егъэтхын. «Ныбжьэгъу пэж». 1 22.09 4 Псалъэхэм я зэхэлъыкlэр. Зэхъуэкlа зэрыхъу префиксхэр. 1 29.09 5 Псалъэ къызэрыхъу префиксхэр. 1 07.10 6 Къызэрапщытэ диктант. 1 13.10 7 Щыуагъэхэм елэжьыжын. 1 21.10 8 К1эух 1 27.10 9 Суффикс 1 10.11 10 Зэхъуэк1а зэрыхъу суффикс 1 18.11 11 Зэхъуэк1а зэрыхъу префикс 1 25.11 Щы1эц1э (5) 12 Щыlэцlэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ. 1 02.12 13 Къызэрапщытэ диктант. 1 09.12 14 Щыуагъэхэм елэжьыжын. Къытегъэзэ-жыныгъэ. 1 16.12 15 Щыlэцlэхэр падежкlэ зэхъуэкlа зэрыхъур (склоненэ) Падеж кlэуххэм я тхыкlэр. 1 23.12 16 Б/З Изложенэм хуэгъэхьэзырын. 1 13.01 17 Б/З Изложенэр тхын. 1 14.01 1 21.01 Послелог (2) 18 Послелогым и мыхьэнэр 5 фактич 19 Послелогым и тхык1эр 1 27.01 Плъыфэц1э (2) 20 Плъыфэцlэхэр бжыгъэкlэ зэхъуэк1ын. Зэгъусэу къэкlуа щыlэцlэмрэ плъыфэцlэмрэ я тхыкlэр. 1 28.01 21 Плъыфэцlэхэр падежкlэ зэрызахъуэжыр. 1 04.02 Ц1эпапщ1э (2) 22 Цlэпапщlэмкlэ гурыlугъуэ. Еигъэ цlэпапщlэхэр 1 11.02 23 Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр. Къызэщ1эзыкъуэж урок. 1 17.02 24 Б/З Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. 1 25 Б/З Сочиненэр тхын. 1 04.03 03.03 Глагол (2) 26 Глагол. Унафэ щlыныгъэ глагол. 1 10.03 27 Инфинитив. 1 11.03 28 Изложенэм хуэгъэхьэзырын. 1 08.04 29 Изложенэр тхын. 1 14.04 Псалъэпкъым а- э мрэ(3) 30 Псалъэпкъым а-мрэ, э-мрэ зэрыщатх. 1 15.04 31 Цlэпапщlэхэмрэ префиксхэмрэ. 1 21.04 32 Къызэрапщытэ диктант. 1 22.04 . Бжыгъэц1э (5) 33 Бжыгъэц1эм-к1э гуры1уэгъуэ. 1 28.04 34 Къутахуэ бжыгъэц1э Щы1эц1э. Плъыфэц1э. 1 29.04 6 4.Литература: Программа для начальных классов. 1. Багов Н. А.« Диктанты и изложения» 2. Гяургиев Х.З. Методика преподавания кабардинской орфографии. – Нальчик: Эльбрус, 2018г. 3. Урусов Х.Щ., Захохов Л.Х. Орфография и пунктуация. Нальчик, 1963г Захохов Л. Адыгэбзэ 4 класс Кабардино - черкесский язык (родной) 4 класс - учебное пособие. Утверждено Министерством образования КБР: Эльбрус, 2018г. Захохов Л. Карточки для 4 класса. Кулимова Р.М., Керженцова А.В., Каскулова И.Х. Край - мой родной. Серия упражнений и заданий по русскому и кабардинскому языкам. ИПК ПРО КБГУ, кафедра дошкольного и школьного образования. – Нальчик: УП «Полиграфия» КБР, 2018 Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях. – Нальчик: Эль-Фа, 2018 Словарь кабардино-черкесского языка. Институт гуманитарных исследований КабардиноБалкарского научного центра Российской Академии наук. – М.: Дигора, 1999. Гяургиев Х., Дзасажев Е. Кабардинский язык I–II часть пособие для школьников . Утверждено Министерством образования КБР. – Нальчик: Эльбрус, 1995. Захохов Л. Орфографический словарь . Пособие для учащихся . Утверждено Министерством образования КБАССР .Четвертый выпуск – Нальчик: Эльбрус, 1980. Багов . Н.А., Бозиев Т.Т. Диктанты и изложения - пособие. – Налшык: Эльбрус, 12018 Токова Сарэ. Таблицы для учащихся начальных классов. - пособие. Утверждено Министерством образования КБР. – Нальчик: ОО «Книга», 2018 7