Рабочая программа по родному ( кабардино_черкесскому ) языку 4 кл 34ч.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им Р.И. Абазова г.п. Терек»

«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
На заседании учителей
Заместитель директора по УВР
Приказ №__________
гуманитарного цикла
З.Х.Кошерова ____________
от «__»______2023г
А.А.Мамиева________
директор
Протокол №____________
«__»_____2023г.
М.А.Умарова______
«__»_____2023 г

Рабочая программа
По родному
(кабардино – черкесскому) языку
4 класс
Учитель :Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024г.
1

1.Пояснительная записка Рабочая программа по родному (кабардино - черкесскому
)языку для 4 класса составлена в соответствии с п. 1,ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ, с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе примерной родному литературному чтению на кабардиночеркесском языке для 1-4 классов Багова Н.А., 2018 г Программа рассчитана на 34 часа в
год, 1 час в неделю .
Цель предмета - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
учащихся;- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры челове
Задачи изучения предмета
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит до
стижение основных целей изучения предмета: - развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения; - освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,
грамматике; ( Кабардино - черкесского языка (родного ))- овладение умениями писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моноло- гические высказывания и
письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема; - развитие
нравственных и эстетических чувств; - воспитание у учеников позитивного эмоциональноценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты, пробуждение по- знавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь. Л.Т.Захохов кабардино - черкесский язык (родной )
учебное пособие для 4 класса —
2.Планируемые результаты по предмету: кабардино - черкесский язык (родной )
Личностные :
1) понимание кабардино - черкесского языка (родного ) как одной из основных
национально-культурных ценностей адыгского народа; определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности национального языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардинского языка
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
Метапредметные :
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученныу знания умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и
2

межкультурного общения.
Предметные :
1) представление об основных функциях кабардинского языка, культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
-осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
буквы,глассные соглаласные ,ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, правельный перенос слова.Предложение,виды предложений: повествовательное, ----вопросительное, восклицательные предложения, ударение,уметь отвечать на вопросы; -части
речи и их вопросы , находить их в предложении ;
-писать красивым почерком 60- 70 слов под диктовку, определять ударную гласную; -правильно писать фамилии, названия сел, городов, названия рек, ит. д
-правильно писать гласные а-э;
писать диктант, пересказывать текст, составить план к тексту;
-делить слова на слоги, уметь находить части речи. -разбирать предложения, находить
главные и второстепенные члены предложения.
3.Содержание учебного прдмета:
N.

Разделы:

Прогнозируемый результат

Кол.час

1.

Повторение пройденного
материала

Повторение

10

2.

Существительное

Грамматическая форма
существительного

5

3.

Послелог.

Послелог

2

4.

Прилагательное

Виды прилагательных

2

5.

Местоимение

Местоимение. Разряды местоимений

2

6.

Глагол

Глагол. Грамматическая форма
глагола

2

7.

Гласные а-э в основе слова

Правописание гласных в основе слова

3

8.

Местоимения и приставки

Притавки, виды приставок, уметь их 4
находить, фонетический разбор слова.

9.

Числительное

Разрыды числительных

2

10.

Повторение изученного

Грамотная речь

2

Повторение пройденного материала ( 10)
Повторение изученного материала за 3 класс
3

Существительное(5)
Грамматическая форма существительного.Определение существительного, вопрос к нему,
находить его в предложении
Послелог. (2)
Определение послелога, находить его в предложении
Прилагательное(2)
Виды прилагательных.
Определение прилагательного, вопрос к нему, находить его в предложении
Местоимение. (2)Разряды местоимений.
Определение местоимения. Виды местоимений, находить их в предложении.
Глагол (2) Определение глагола, вопрос к нему, находить его в предложении
Гласные а-э в основе слова. (3)
Правописание гласных в основе слова .
Местоимения и приставки(4)
Приставки, виды приставок, уметь их находить, фонетический разбор слова.
Числительное(2)
Разряды числительных. Вопросы числительного, находить их в предложении
Повторение изученного(2)
Повторить изученный материал за весь учебный год.

4

4. Календарнэ-тематическэ план
№

4 класс
Кабардино - черкесский язык (родной )
Темэхэр

Сыхь Щек1уэк1ыныр
эт бж. зэман
план

1

ПсалъэухаМакъхэмрэ хьэфхэмрэ. Пычыгъуэмрэ
ударенэмрэ.

1

02.09

2

Псалъэм и зэхэлъык1эр. Лъабжьэ.

1

15.09

3

Сочиненэ кlэщl егъэтхын. «Ныбжьэгъу пэж».

1

22.09

4

Псалъэхэм я зэхэлъыкlэр. Зэхъуэкlа зэрыхъу
префиксхэр.

1

29.09

5

Псалъэ къызэрыхъу префиксхэр.

1

07.10

6

Къызэрапщытэ диктант.

1

13.10

7

Щыуагъэхэм елэжьыжын.

1

21.10

8

К1эух

1

27.10

9

Суффикс

1

10.11

10

Зэхъуэк1а зэрыхъу суффикс

1

18.11

11

Зэхъуэк1а зэрыхъу префикс

1

25.11

Щы1эц1э (5)
12

Щыlэцlэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ.

1

02.12

13

Къызэрапщытэ диктант.

1

09.12

14

Щыуагъэхэм елэжьыжын. Къытегъэзэ-жыныгъэ.

1

16.12

15

Щыlэцlэхэр падежкlэ зэхъуэкlа зэрыхъур
(склоненэ) Падеж кlэуххэм я тхыкlэр.

1

23.12

16

Б/З Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

1

13.01

17

Б/З Изложенэр тхын.

1

14.01

1

21.01

Послелог (2)

18

Послелогым и мыхьэнэр
5

фактич

19

Послелогым и тхык1эр

1

27.01

Плъыфэц1э (2)
20

Плъыфэцlэхэр бжыгъэкlэ зэхъуэк1ын. Зэгъусэу
къэкlуа щыlэцlэмрэ плъыфэцlэмрэ я тхыкlэр.

1

28.01

21

Плъыфэцlэхэр падежкlэ зэрызахъуэжыр.

1

04.02

Ц1эпапщ1э (2)
22

Цlэпапщlэмкlэ гурыlугъуэ. Еигъэ цlэпапщlэхэр

1

11.02

23

Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр. Къызэщ1эзыкъуэж
урок.

1

17.02

24

Б/З Сочиненэм хуэгъэхьэзырын.

1

25

Б/З Сочиненэр тхын.

1

04.03

03.03

Глагол (2)
26

Глагол. Унафэ щlыныгъэ глагол.

1

10.03

27

Инфинитив.

1

11.03

28

Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

1

08.04

29

Изложенэр тхын.

1

14.04

Псалъэпкъым а- э мрэ(3)

30

Псалъэпкъым а-мрэ, э-мрэ зэрыщатх.

1

15.04

31

Цlэпапщlэхэмрэ префиксхэмрэ.

1

21.04

32

Къызэрапщытэ диктант.

1

22.04

.
Бжыгъэц1э (5)
33

Бжыгъэц1эм-к1э гуры1уэгъуэ.

1

28.04

34

Къутахуэ бжыгъэц1э Щы1эц1э. Плъыфэц1э.

1

29.04

6

4.Литература:
Программа для начальных классов.
1. Багов Н. А.« Диктанты и изложения»
2. Гяургиев Х.З. Методика преподавания кабардинской орфографии. – Нальчик: Эльбрус,
2018г.
3. Урусов Х.Щ., Захохов Л.Х. Орфография и пунктуация. Нальчик, 1963г
Захохов Л. Адыгэбзэ 4 класс
Кабардино - черкесский язык (родной) 4 класс - учебное пособие. Утверждено
Министерством образования КБР: Эльбрус, 2018г.
Захохов Л. Карточки для 4 класса.
Кулимова Р.М., Керженцова А.В., Каскулова И.Х. Край - мой родной. Серия упражнений и
заданий по русскому и кабардинскому языкам. ИПК ПРО КБГУ, кафедра дошкольного и
школьного образования. – Нальчик: УП «Полиграфия» КБР, 2018
Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях. – Нальчик: Эль-Фа, 2018
Словарь кабардино-черкесского языка. Институт гуманитарных исследований КабардиноБалкарского научного центра Российской Академии наук. – М.: Дигора, 1999.
Гяургиев Х., Дзасажев Е. Кабардинский язык I–II часть пособие для школьников .
Утверждено Министерством образования КБР. – Нальчик: Эльбрус, 1995.
Захохов Л. Орфографический словарь . Пособие для учащихся . Утверждено
Министерством образования КБАССР .Четвертый выпуск – Нальчик: Эльбрус, 1980.
Багов . Н.А., Бозиев Т.Т. Диктанты и изложения - пособие. – Налшык: Эльбрус, 12018
Токова Сарэ. Таблицы для учащихся начальных классов. - пособие. Утверждено
Министерством образования КБР. – Нальчик: ОО «Книга», 2018

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».