Рабочая программа по родному ( кабардино- черкесскому ) языку. 1. кл 33ч

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя

общеобразовательная школа №4 им Р.И.Абазова гп Терек»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

На заседании учителей

Заместитель директора по УВР

гуманитарного цикла

«Утверждено»

ЗХ Кошерова ____________

А.А.Мамиева________
Протокол №____________

Приказ №__________
от «__»______2023г
директор

«__»_____2023 г.

М.А.Умарова______

«__»_____2023 г

Рабочая программа
по родному
(кабардино- черкесскому) языку
1 класс
Учитель : Мамиева Альбина Артуровна

2023-2024г

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (кабардино- черкесскому) языку для 1 класса составлена в
соответствии с п. 1,ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального государственного
стандарта начального общего образования на основе примерной «Программы по
кабардинскому языку и литературе» для 1-4 классов Багова Н.А., с учѐтом требований ФГОС
НОО.
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, количество часов в год - 33.
Основной целью обучения родному ( кабардино- черкесскому )языку в школе является
развитие способности учащихся к обобщению на нем. Реализация этой цели связана с
формированием у учащихся следующих коммуникативных умений и навыков: - понимать и
порождать высказывания на кабардино – черкесском языке в соответствии с конкретной
ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением - осуществлять
речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национальнокультурные особенности носителей кабардинского языка.
Основная задача обучения кабардино – черкесскому языку (грамоте) - развитие
школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое
место на уроках отводится работе над лексическим значением слова, дети наблюдают за
смыслом слов в контексте, выясняют оттенки значений слов. Важной частью программы
первого года обучения по родному (кабардино – черкесскому ) языку является выработка
у учащихся каллиграфически правильного почерка. С этой целью на каждом уроке
проводится «минутка» правописания. Большое внимание уделяется орфографии, именно с
первых уроков изучения родного ( кабардино – черкесского ) языка у детей формируются
основы правописания.
Данная рабочая программа обеспечена учебным пособием: 1.Куготов Л.К. и др. Азбука,
учебное пособие для 1 класса, – Н.: Эльбрус, 2023г.
2. Балова Л.Ф.
Задачей обучения родному языку является:
-научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке.
-расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы
общества и человека.
-развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка
положительное отношение к учению.
-решить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению
и письму и в целом родному языку.
Обучение языку ребенка не ограничивается обучением чтению и письма, оно ориентировано
и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.
Учебная программа по кабардинскому языку в 1- классах начинается с обучения грамоте.
Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе кабардинского
языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму надо провести параллельно с
обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети
овладевают начертанием новой буквы, должны научится соединять ее с ранее изученными
буквами, упражняться в письме буквосочетании в слогах, словах предложениях. Надо
расширять кругозор детей, развивать речевые умения обогащать и активизировать словарь,
совершенствовать фонетический слух.
3.Содержание учебного курса имеет 4-раздела:
до букварный,
- букварный,
- после букварный,
-повторение за год.
В до букварный период детей надо:
 Ознакомить с учебником, работать по картинкам, научить их составлять рассказ по
картинкам.

 Формировать у уч-ся начальные сведения о понятиях- речь письменная и устная.
 Познакомить с условными знаками в азбуке.
 Формировать понятие «предложение», умение составлять и выражать в речи различные
формы устного ответа, умение правильно согласовать слова в предложении.
 Обучать перессказу небольших сказок и рассказов, пользоваться устной речью в разных
ситуациях общения; развивать логическое мышление.
 Формировать у детей умение выделять из речи предложения; из предложения слова;
развивать фонетический слух, научить делить слова на слоги.
 Познакомить с артикуляцией при произношении звуков, устную речь, внимание.
 Дать представление об алфавите, буквах как знаков звуков В букварный период начинается
знакомство и изучение букв. Для этого надо дать понятие- почему для обозначения одного
звука есть две буквы: А-а ?
Формировать умение выделять звук –А- из речи; развивать фонетический слух, умение
слушать и слышать. Научить детей читать хором, парами, индивидуально. Особое внимание
уделить знакомству и изучению букв с двойными, тройными знаками. Применять разные
способы, приемы запоминания строения этих букв. Формировать навыки правильного,
выразительного, беглого чтения; создать условия для развития речи, памяти, логического
мышления; умение пересказать прочитанный текст, выделять из рассказов главный смысл.
Научить строить правильно предложение и уметь писать грамотно. Программа рассчитана на
прочное усвоение материала (повторение) Основными формами и видами контроля знании
являются входной контроль в конце 1 и 2 полугодии - словарный диктант, текущий- в форме
устного, фронтального опроса.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧ-СЯ.
Личностные результаты:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к КБР , к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений национального
фольклора и фольклора других народов, кабардинской литературы ;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям кабардинской литературы
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

и

2.Планируемые результаты к концу периода обучения языку:
-различать звуки и буквы.
- последовательность букв в алфавите.
-читать осознанно и правильно вслух (15-20 слов в минуту).
-списывать слова и предложения с печатного и рукописного тексты, правильно писать
строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы.
-писать правильно под диктовку текст- до 20 слов, включающих слова, написание которых
не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами и пунктораммы. При
знакомстве с буквами и звуками учащиеся должны уметь озвучивать их, различать гласные и
согласные буквы. Уметь сравнивать и различать печатную и письменную буквы. В после
букварный период учся должны уметь читать свободно слоги и слова, правильно
употреблять в своей речи предлоги, различать звуки. Уметь рассказывать отрывок из
стихотворения, определять название сказки на основе иллюстрации. Уметь ориентироваться
на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу.
Уметь писать небольшой словарный диктант.
-различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие.
- уметь вести диалог.
3.Содержание:
1. Грамматика-8
2.Обучение письму-20
3.Развитие -5
№ Темы:
1
Грамматика
2 Обучение письму
3 Развитие речи

Должны уметь
Знать буквы и звуки
Знать буквы,правильное письмо
Развивать речь

Кол.час
8
20
5

Календарнэ- тематическэ план
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
31
32
33

Разделхэр, темэхэр
Адыгэбзэ 1-нэ класс.

Сыхьэт
бжыгъэхэр

щек1уэк1ыну зэманыр
Планымк1э

Хьэрф А,а;У,у
Хьэрф М,м;Э,э
Хьэрф Н,н;Р,р
ХьэрфЖ,ж;Ш,ш
Хьэрф Ы,ы;И,и
Хьэрф Щ,щ;З,з
Хьэрф С,с;Л,л
Хьэрф Л,л;Т,т
Хьэрф Х,х;Ху,ху
Хьэрф Б,б;П,п
Хьэрф О,о; Е,е
Хьэрф Хь,хь; Г,г
Хьэрф Гу,гу Диктант
пычыгъуэхэмк1э.
Хьэрф 1у,1у ; К,к;

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12

1

16.12

Хьэрф Ку,ку;Жь,жь
Хьэрф В,в;Ф.ф
Псалъэхэр диктанту тхын.Хьэрф
Й,й
Хьэрф Дж,дж;Дз,дз
Хьэрф Я,я;Лъ,лъ
Хьэрф Къ,къ
Нэрылъагъу диктант;
Хьэрф Къу,къу
Хьэрф Гъ,гъ;Гъу,гъу
Хьэрф Хъ,хъ;Хъу,хъу
Хьэрф К1,к1 ;К1у,к1уДиктант.
Хьэрф Щ1,щ1;Ф1,ф1
Хьэрф П1,п1;Ц,ц
Хьэрф Т1,т1;Л1,л1
Хьэрф Ч,ч
Хьэрф Кхъ,кхъ
Хьэрф Кхъу,кхъу
Хьэрф Ю,юЕ,еЕ,е

1
1
1

23.12
29.12
13.01

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.01
27.01
03.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

Фактическэ

4.Литература:
Пособие: Куготов .Л, Куготова Е
Захохов Л.- Азбука ,2022 г, Нальчик " Эльбрус"
Учебно - методические пособия :
Программа для начальных классов . Нальчик - Эльбрус 2022 год .Куготов Л., Куготова Е.,
Захохов Л. "Азбука " - пособие , Нальчик - Эльбрус ,2018 год. Багов ,Н "Адыгский алфавит"
Шогенов. Л "Алфавит"
Захохов Л Орфографический словарь .Нальчик -Эльбрус ,1989 г.
Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкеско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях. Нальчик – Эльбрус, 1998.
Словарь. Москва – Дигора, 1999. Токов С. Таблицы. Утверждено Министерством науки
КБР. Нальчик – ОО «Книга»
2010год.
Виндижева М.Н. Дорога детства. Нальчик: Эльбрус, 2018г
Гяургиев Х.З., Дзасежев Х.Э. Методика преподавания кабардинского языка. Нальчик:
Эльбрус, 12017г
Шогенов Л.С. «Маленький Мада». Сборник стихов для детей. Нальчик: Эльбрус, 2017г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».