Основная образовательная программа начального общего образования на 2024-2025 учебный год
Описание образовательной программы
Основная образовательная
программа начального общего
образования (далее – ООП
НОО) Муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Р.И.Абазова
городского поселения Терек»
(далее - Учреждения)
разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО) к структуре основной
образовательной программы, особенностей психолого-педагогического
развития детей младшего школьного возраста,
рекомендаций примерной
основной образовательной
программы начального
общего образования.
Программа определяет
цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности при получении
начального общего образования и направлена на
включение детей в учебную деятельность при
изучении всех школьных
предметов, на духовно-нравственное,
социальное, личностное
и
интеллектуальное
развитие,
саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержание
ООП НОО
основной
образовательной программы
образовательной организации отражает требования
ФГОС НОО и содержит три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП НОО, учитывающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности народов Российской
Федерации, а также способы определения достижения
этих целей и результатов. Целевой раздел
включает: пояснительную записку;
планируемые результаты
освоения обучающимися основной образовательной
программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Содержательный раздел
определяет общее содержание НОО и включает
образовательные программы,
ориентированные на достижение
личностных, предметных и
метапредметных результатов,
в том числе: программу
формирования универсальных учебных действий у
обучающихся; программы отдельных
учебных предметов, курсов;
программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся; программу
формирования экологической
культуры, здорового и
безопасного образа жизни; программу коррекционной
работы.
Организационный раздел
устанавливает общие
рамки организации
образовательной деятельности, а
также механизм реализации
компонентов основной образовательной
программы. Включает: учебный
план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график; систему
условий реализации основной образовательной
программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Целью реализации основной
образовательной программы начального общего образования Учреждения
является обеспечение выполнения требований ФГОС НОО по достижению
обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных,
предметных), целевых установок, знаний, умений, навыков и как
системообразующего компонента ФГОС НОО, развитие личности обучающегося на
основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Достижение цели реализации ООП НОО
предполагает решение следующих основных задач:
- обеспечить условия для достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
ООП НОО;
- создать условия для формирования
общей культуры обучающихся посредством духовно-нравственного,
гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития;
- способствовать сохранению и
укреплению всех видов здоровья обучающихся (физическое, психическое,
духовно-нравственное и т.д.), профилактике возможных нарушений здоровья;
- обеспечить доступность получения
качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования
всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
- обеспечить эффективное сочетание
урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности,
взаимодействия всех его участников;
- создать условия для выявления и развития
способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через организацию
интеллектуальных, спортивных и творческих мероприятий, проектной и
исследовательской деятельности, организацию общественно полезной деятельности;
предоставление условий для эффективной самостоятельной работы;
– использование в образовательной
деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа,
овладение обучающимися основами учебной деятельности (умением понимать
учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и
самоконтроль, оценку и самооценку и т.д.);
- обеспечение преемственности
начального общего и основного общего образования, обеспечение условий для
последующего свободного выбора обучающимися и их родителями (законными
представителями) образовательного маршрута в процессе получения основного
общего образования на основе сформированной готовности к освоению
образовательных программ различного
уровня;
- обеспечить развитие личности
обучающихся, их социальной активности и ответственности за счет включение
их в процессы познания и преобразования школьной и внешкольной социальной
среды (района, города, республики и т.д.).
В основе реализации
основной образовательной программы Учреждения лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает основную педагогическую задачу - организация
условий, инициирующих действие обучающихся.
Системно-деятельностный
подход как методологическая основа ФГОС предполагает:
воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного и
поликонфессионального состава;
переход к стратегии
социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели
и основного результата образования – развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли
содержания образования, способов организации образовательной деятельности
и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального
развития обучающихся;
учет индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,
роли, значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности уровней образования; разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности,
детей-инвалидов и детей с ОВЗ через расширение зоны их ближайшего развития.