Рабочая программа по учебному курсу Культура КБР 10-11 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ИМ Р.И. АБАЗОВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК»

«Рассмотрено»
На заседании МО учителей
гуманитарного цикла
протокол № 1 от
« _30__» _08___2023 г
Руководитель Мамиева А.А..
_____________________

«Согласовано»
Зам.директора по УВР
Кошерова З.Х..
«_31_»__08__2023 г
___________________

«Утверждаю»
Директор
Умарова М.А.
Приказ № 45/3-п
«31_» 08___2023 г.
_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный курс

«Культура народов КБР»
10 -11 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ

2023-2024уч.г.

УРУСОВА О.М.

Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре народов КБР для 10-11 классов разработана в
соответствии:
 с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об
образовании в Российской Федерации»;
 с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.;
 с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897);
 с основной образовательной программой среднего общего образования; МКОУ
СОШ №4 г.п.Терек
 с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ СОШ №4
г.п. Терек;
 с Учебным планом МКОУ СОШ №4 г.п. Терек на 2023-2024 учебный год;
 с Программой и учебником по культуре народов КБР для 10 класса
общеобразовательных учреждений Г.Х.Мамбетов, -,Нальчик. Издательский центр
«Эль-фа», 2015 г..Рекомендовано МОН КБР.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
 воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно
связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,
национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях
современной жизни;
 формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору,
самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и
поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР:
 дать выпускникам
целостное
представление
об
культурном,
этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и
нравственной жизни, социальном опыте народа;
 сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с
культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов,
населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике,
планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и
возникающих региональных, общенациональных проблем;
 обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как
важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе
умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями
различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
 способствовать этнической идентификации и политической консолидации
населения;
 помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе,
передать им знания и умения для активного участия в ней,
способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной
трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
 пробуждать интерес к судьбам людей родного края,
к
истории
повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения,
институту семьи;
 развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений
и процессов на близком ярком материале;

развивать творческие
способности обучающихся
на основе,
поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников
по истории и культуре края;
 создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству,
способам художественного самовыражения на примерах
творчества земляков
– известных деятелей культуры;
 формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и
событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и
своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного
осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и
саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов
и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.


Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики»
ученик должен:
Знать:
 основные этапы и ключевые события истории культуры народов КабардиноБалкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории;
 основные понятия и термины по изучаемому курсу;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
 изученные виды исторических источников.
Уметь:
 рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической
личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
отдельных людей в истории;
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации;
 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, таблица, карта, схема);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата.
 объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям;
 использовать различные источники информации.
Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной
жизни для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
 использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии;













использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения.
Содержание программы
10 кл. (34 ч.,1 ч.в неделю)
Введение.
Глава1.Культура жизнеобеспечения.( экономика и материальная культура)
Земледелие. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием.
Скотоводство. Охота. Пчеловодство. Крестьянские промыслы. Пути сообщения и
средства передвижения. Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев. Усадьба и
жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев. Традиции и обычаи ,
связанные со строительством. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные
постройки. Одежда. Пища. Общественная взаимопомощь.
Глава2. Общественные институты.
Княжеские съезды- советы. Народные собрания – хасы. Съезд доверенных Кабарды
и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы.
Глава
3. Гостеприимство.
Куначество.
Аталычество.
Другие
формы
родства.Кровная месть.
Глава 4. Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи
избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя.
Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия.
11 кл. (34ч., 1 ч.в неделю)

Содержание программы
Введение. 1ч.
Глава1. Семейная культура-10ч.
Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое
возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с
рождением детей и их совершеннолетия.
Глава2. Культура воспитания -10ч.
Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое воспитание.
Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский. Уважительное отношение к
родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине.
Обычай приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном
этикете.
Глава 3.Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев- 12ч.
Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы и
танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы. Прикладное искусство.
Религия. Похоронные обряды. Народная медицина.

№ темы

Учебно-тематическое планирование- 10 кл.
Название темы
Количество
уроков

1.
2.

Глава 1. Культура жизнеобеспечения.
Глава 2. Общественные институты.

19
5

3.
4

Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.
Глава 4. Семейная культура.
Всего

5
6
34

№ темы
1.
2.
3.

№
1.

Учебно-тематическое планирование- 11 класс
Название темы
Глава 1. Семейная культура
Глава 2. Культура воспитания
Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев.
Всего

Количество уроков
12
10
12
34

Календарно-тематическое планирование
по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики
10 класс, 34ч.
Тема
кол-во
час.
Введение
1
Глава1. Культура жизнеобеспечения.(18ч)

2.

Земледелие

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием.
Скотоводство.
Охота
Пчеловодство.
Крестьянские промыслы.
Пути сообщения и средства передвижения.
Поселения кабардинцев.
Поселения балкарцев.
Усадьба и жилище кабардинцев.
Усадьба и жилище балкарцев.
Традиции и обычаи, связанные со строительством жилища.
Внутреннее убранство жилищ.
Хозяйственные постройки.
Одежда.
Пища.
Общественная взаимопомощь.
Глава 2. Общественные институты.(5ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.
20.
21.
22.
23.

Княжеские съезды – советы.
Народные собрания – хасы.
Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ.
Сельские сходы.
Судебные органы.
Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч)

1
1
1
1
1

24.
25.

Гостеприимство.
Куначество.

1
1

Дата провед-я
план
факт

26.
27.
28.

Аталычество.
Другие формы искусственного родства.
Кровная месть.

1
1
1

29.

Глава 4. Семейная культура.(6ч)
Большая и малая семья.

1

30.
31.
32.
33.
34.

Брачные запреты.
Сватание.
Калым. Свадьба. Обычаи избегания.
Повторение курса
Повторение курса.

16/ 02/ 25/ 04

1
1
1
1

11 класс (34ч.)
№

Тема уроков

Кол-во
Дата
часов
проведения
план
факт

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Семейная культура (11ч)
Большая и малая семья.

1

3.

Брачные запреты.

1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Сватание
Свадьба
Обычаи избегания
Первое возвращение невесты домой.
Развод
Ребенок и его имя.
Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их
совершеннолетием.
Физическое, умственное, нравственное и эстетическое
воспитание.

1
1
1
1
1
1
1

11.

0666

1

Глава 2. Культура воспитания (10ч)
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Трудовое воспитание
Военное воспитание
Адыгский этикет. Этикет балкарцев
Уважительное отношение к родителям.
Уважительное отношение к старшим.
Уважительное отношение к женщине.
Обычаи приветствий и прощаний.
Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете

1
1
1
1
1
1
1
1

06

20.
21
22
23
24
25
2627
2829
3031
32
33

Зачет по главе «Культура воспитания»
1
Устное народное творчество.
1
Нартский эпос.
1
Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев(12ч)
Музыкальное искусство.
1
Театральное искусство.
1
Народные певцы.
1
Прикладное искусство.
2
Религия

2

Похоронные обряды.

2

Народная медицина
Повторение всего курса

1
1

Литература
- для учителя:
1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и
культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
1992г.
5. Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах.
Нальчик, 2014.
6. Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР»
Нальчик 2014г.
- для учащихся:
1. Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
2014
2. Образовательный стандарт по региональной истории.
3. М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов»,
7.«Материальная и духовная культура народов КБР».
-перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету:
http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».