МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМ Р.И. АБАЗОВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» «Рассмотрено» На заседании МО учителей гуманитарного цикла протокол № 1 от « _30__» _08___2023 г Руководитель Мамиева А.А.. _____________________ «Согласовано» Зам.директора по УВР Кошерова З.Х.. «_31_»__08__2023 г ___________________ «Утверждаю» Директор Умарова М.А. Приказ № 45/3-п «31_» 08___2023 г. _______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный курс «Культура народов КБР» 10 -11 КЛАСС УЧИТЕЛЬ 2023-2024уч.г. УРУСОВА О.М. Пояснительная записка Рабочая программа по культуре народов КБР для 10-11 классов разработана в соответствии: с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273 « Об образовании в Российской Федерации»; с Законом КБР « Об образовании» № 23-РЗ от 24.04.2014г.; с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897); с основной образовательной программой среднего общего образования; МКОУ СОШ №4 г.п.Терек с Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ СОШ №4 г.п. Терек; с Учебным планом МКОУ СОШ №4 г.п. Терек на 2023-2024 учебный год; с Программой и учебником по культуре народов КБР для 10 класса общеобразовательных учреждений Г.Х.Мамбетов, -,Нальчик. Издательский центр «Эль-фа», 2015 г..Рекомендовано МОН КБР. Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются: воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия. Задачи реализации регионального компонента по Культура народов КБР: дать выпускникам целостное представление об культурном, этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения; способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи; развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале; развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края; создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. В результате изучения культуры Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный культурный и исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения предмета «Культура народов Кабардино-Балкарской Республики» ученик должен: Знать: основные этапы и ключевые события истории культуры народов КабардиноБалкарской Республики, выдающихся деятелей этой истории; основные понятия и термины по изучаемому курсу; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников. Уметь: рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата. объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим явлениям; использовать различные источники информации. Использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии; использования знаний о традициях и культуре народов КБР в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения. Содержание программы 10 кл. (34 ч.,1 ч.в неделю) Введение. Глава1.Культура жизнеобеспечения.( экономика и материальная культура) Земледелие. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием. Скотоводство. Охота. Пчеловодство. Крестьянские промыслы. Пути сообщения и средства передвижения. Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев. Усадьба и жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев. Традиции и обычаи , связанные со строительством. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки. Одежда. Пища. Общественная взаимопомощь. Глава2. Общественные институты. Княжеские съезды- советы. Народные собрания – хасы. Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы. Глава 3. Гостеприимство. Куначество. Аталычество. Другие формы родства.Кровная месть. Глава 4. Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия. 11 кл. (34ч., 1 ч.в неделю) Содержание программы Введение. 1ч. Глава1. Семейная культура-10ч. Большая и малая семья. Брачные запреты. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетия. Глава2. Культура воспитания -10ч. Физическое, умственное , нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое воспитание. Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарский. Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине. Обычай приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете. Глава 3.Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев- 12ч. Устное народное творчество. Нартский эпос. Музыкальное искусство. Танцы и танцевальный этикет. Театральное искусство. Народные певцы. Прикладное искусство. Религия. Похоронные обряды. Народная медицина. № темы Учебно-тематическое планирование- 10 кл. Название темы Количество уроков 1. 2. Глава 1. Культура жизнеобеспечения. Глава 2. Общественные институты. 19 5 3. 4 Глава 3. Некоторые обычаи и традиции. Глава 4. Семейная культура. Всего 5 6 34 № темы 1. 2. 3. № 1. Учебно-тематическое планирование- 11 класс Название темы Глава 1. Семейная культура Глава 2. Культура воспитания Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев. Всего Количество уроков 12 10 12 34 Календарно-тематическое планирование по Культуре народов Кабардино-Балкарской республики 10 класс, 34ч. Тема кол-во час. Введение 1 Глава1. Культура жизнеобеспечения.(18ч) 2. Земледелие 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием. Скотоводство. Охота Пчеловодство. Крестьянские промыслы. Пути сообщения и средства передвижения. Поселения кабардинцев. Поселения балкарцев. Усадьба и жилище кабардинцев. Усадьба и жилище балкарцев. Традиции и обычаи, связанные со строительством жилища. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки. Одежда. Пища. Общественная взаимопомощь. Глава 2. Общественные институты.(5ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. 20. 21. 22. 23. Княжеские съезды – советы. Народные собрания – хасы. Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. Сельские сходы. Судебные органы. Глава 3. Некоторые обычаи и традиции.(5ч) 1 1 1 1 1 24. 25. Гостеприимство. Куначество. 1 1 Дата провед-я план факт 26. 27. 28. Аталычество. Другие формы искусственного родства. Кровная месть. 1 1 1 29. Глава 4. Семейная культура.(6ч) Большая и малая семья. 1 30. 31. 32. 33. 34. Брачные запреты. Сватание. Калым. Свадьба. Обычаи избегания. Повторение курса Повторение курса. 16/ 02/ 25/ 04 1 1 1 1 11 класс (34ч.) № Тема уроков Кол-во Дата часов проведения план факт 1. Введение 1 2. Глава 1. Семейная культура (11ч) Большая и малая семья. 1 3. Брачные запреты. 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Сватание Свадьба Обычаи избегания Первое возвращение невесты домой. Развод Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетием. Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. 1 1 1 1 1 1 1 11. 0666 1 Глава 2. Культура воспитания (10ч) 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Трудовое воспитание Военное воспитание Адыгский этикет. Этикет балкарцев Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к женщине. Обычаи приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете 1 1 1 1 1 1 1 1 06 20. 21 22 23 24 25 2627 2829 3031 32 33 Зачет по главе «Культура воспитания» 1 Устное народное творчество. 1 Нартский эпос. 1 Глава 3. .Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев(12ч) Музыкальное искусство. 1 Театральное искусство. 1 Народные певцы. 1 Прикладное искусство. 2 Религия 2 Похоронные обряды. 2 Народная медицина Повторение всего курса 1 1 Литература - для учителя: 1.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014 2.Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013. 3.Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г. 4.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г. 5. Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014. 6. Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г. - для учащихся: 1. Учебник.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014 2. Образовательный стандарт по региональной истории. 3. М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008. 4.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004. 5.М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008. 6.Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», 7.«Материальная и духовная культура народов КБР». -перечень WEB-cайтов для дополнительного образования по предмету: http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х. Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»