рабочая программа учебного курса Финансовая граммотность 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодѐжи КБР
Местная администрация Терского муниципального района
МКОУ СОШ №4 им. Р.И. Абазова г.п. Терек

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО
Зам. директора по УВР
естественно________________________
математического цикла
Протокол №1
от «30» 08 2023 г.

Кошерова З.Х.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Умарова М.А.
Приказ № 45/3-п
от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10-11 классов

г.п. Терек 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая
грамотность» (Финансовая грамотность. Цифровой мир: учебная программа. 10-11 классы
общеобразовательных организаций / С. В. Толкачева, Е. Б.Хоменко, А.Г.Кузнецова.
— М.: Просвещение, 2021 )в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
— Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
Российской Федерации,
Рабочая программа составлена на основе:
1. Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
3. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
4. Учебного плана МКОУ СОШ №4 им. Р.И.Абазова г.п. Терек на 2023/2024 учебный год
Целью реализации программы «Финансовая грамотность» является:
—
формирование у учащихся 11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
•

увеличение объема информации об инструментах
распространяемой на территории Российской Федерации;

финансового

и

фондового

рынка,

•

развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей
финансовых услуг;

•

развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям
жизни;

•

формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые
активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие
начинается ещѐ в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно,
что уже в школьном возрасте у ребѐнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в
последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие
финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 11 класса и составлена с учѐтом психологических
особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками,
умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в
рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые
школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники
11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о
финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для
полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 11 класса предполагает раскрытие
ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса
рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг,

налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с
банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе
формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных
рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых
знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета :
Для обязательного изучения курса в 11 классе - 34 ч (из расчѐта один учебный час в неделю).
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Кроме того,
программой предусмотрены контрольные работы.
Применяется ряд личностно-ориентированных технологий: технология интерактивного обучения,
технология развития критического мышления, технология деятельностного подхода, проектная технология.
Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии
обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода.
Используются
следующие
виды
проведения
проверок:
письменная,
устная,
комбинированная.Формы: текущая, контрольная. Текущая аттестация проводится в форме письменных
самостоятельных, фронтальных, групповых работ, контрольная в форме контрольных работ по разделам.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация
противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей
и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт
и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты :
выпускник научится:
_- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций,
страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия,
пенсионные накопления, бизнес, старта, финансовый риск, финансовое мошенничество);
- владеть знаниями (правил поведения) в определѐнных финансовых институтах (банк, фондовый рынок,
пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).
- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их
решения;
- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Выпускник получит возможность научиться:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и
наличным способом, заѐмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика,
потребителя страховых услуг и др.).

Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни:
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную
долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты,
сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия
оптимальных финансовых решений на рынке, расчѐт необходимых показателей эффективности работы на
фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в
налоговом законодательстве.
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов,
принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации,
оценивать надѐжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчѐтов, необходимых
для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь
созданным предприятием.
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные
инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного
портфеля.
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления
инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного
фонда с точки зрения надѐжности и доходности.

Содержание программы элективного курса «Основы финансовой грамотности» 11 класс
Глава 5. Инструменты сбережения и инвестирования (9 часов)
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк.
Микрофинансовые организации. Идеальный заѐмщик. Кредитная история. Кредитный договор.
Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц.
Глава 6.Сотрудничество с государством (11 часов)
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные.
Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь
гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на
доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы.
Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая
пенсионная формула.
Глава 7. Создайте свой стартап(12 часов)
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая
стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации
неопределѐнности.

Тематический план курса
Тематика раздела
Количество часов
Повторение
2

№ п/п
1

9
Инструменты кредитования и
заимствования
Сотрудничество с государством 11

2
3

Создайте свой стартап

4
Итого

12
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п/п

Тема урока (этап проектной или
исследовательской деятельности)

1

Повторение по теме: «Моделирование личных финансов»

2

Повторение по теме: «Инструменты сбережения и
инвестирования
Глава 5 Инструменты кредитования и заимствования
(9 часов)
Кредит
Кредитные карты. Карты рассрочки.
Автокредитование.
Ипотека.

3
4
5
6
7

Коммерческий банк. Микрофинансовые организации.

8

Кредитная история.

9
10
11

Кредитный договор. Способы погашения кредита
Банкротство физических лиц.
Практикум по теме: «Инструменты кредитования и
заимствования»
Глава 6 Сотрудничество с государством (11 часов)
Идентификация. Паспорт гражданина.

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Персональные данные. Традиционная и биометрическая
защита.
Единая система идентификации и аутентификации
Налоговая система.
Налог на имущество. Кадастровая стоимость.
Налог на доходы физических лиц
Транспортный налог
Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы
Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система.
Страховая и накопительная части пенсии.
Практикум по теме: «Сотрудничество с государством»
Глава 7. Создайте свой стартап (12 часов)
Стартап. Идеи для стартапа

Дата
проведения
(по плану)

Дата
Примечание
проведения
(фактически)

24
25
26
27
28
29
30
3132
33
34

Команда для стартапа
Бизнес-план.
Бизнес-идея
Маркетинговая стратегия.
Финансовый план
Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределѐнности
Принятие решений в ситуации неопределѐнности
Практикум по теме: «Создайте свой стартап»
Практикум по теме: «Создайте свой стартап»
Итоговое обобщение

Учебно-методическое обеспечение
1. Толкачѐва С. В. Финансовая грамотность. Цифровой мир: учебное пособие
дляобщеобразовательных организаций / С. В. Толкачѐва. — М.: Просвещение, 2021.
2. Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность»,
10 -11классы. - М.: «ВИТА Пресс», 2018
3. Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов.КИМ «Финансовая грамотность», 10-11классы. - М.:
«ВИТА Пресс», 2018
4. Ю.Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. Учебная программа «Финансовая грамотность», 10 -11
классы. - М.: «ВИТА Пресс», 2018
5. Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. «Финансовая грамотность» методические материалы
для учителя, 10-11 классы. - М.: «ВИТА Пресс», 2018.
6. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита- Пресс,
2011 г.
7. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
8. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.:
Вита-Пресс, 2010 г.
9. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2011 г.
10. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео - лекциям) Москва
2015г.
11. Г. Королѐва, Т. Бурмистрова Экономика. Учебное пособие 10-11 классы М. «Вентана Граф»,
2013 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
12. www.nlu.ru
13. www.banki.ru
14. www.banki.ru
15. www.nalog.ru
16. www.prostrahovanie.ru
17. Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со
Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
18. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https://esia.gosuslugi.ru.
19. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.
20. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».