Рабочая программа по русскому языку 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КабардиноБалкарской Республики
Управление образования местной администрации Терского
муниципального района

МКОУ СОШ №4 им. Р.И.Абазова г.п. Терек

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО
учителей начальных
классов

Заместитель директора
по УВР

Директор
________________________

Умарова М.А.
Приказ
№
45/3-п
________________________
Кошерова З.Х.
от «31» 08 2023 г.
Дышекова М.М. Протокол № 1
от «31» 08 2023 г.
Протокол № 1
от «30» 08 2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2457974)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 класса

Терек 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение

выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 4 классе –
170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому
на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех
разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать
причинно­следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;




выполнять совместные
предложенные образцы.

проектные

задания

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:


















осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных
духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время,
лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем
времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и
будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;


















определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или
отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
на изученные правила, описки;


















осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5
предложений) для конкретной ситуации письменного общения
(письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том
числе из числа верифицированных электронных ресурсов,
включённых в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

5

Морфология

43

6

Синтаксис

16

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Резервное время

18

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
№ п/п

Тема урока
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Русский язык как язык
межнационального общения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36

2

Характеристика звуков русского
языка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a

3

Звуко-­буквенный разбор слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84364e4

4

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов и
антонимов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818

5

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших
слов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250646

6

Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

7

Учимся понимать фразеологизмы

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

8

Учимся использовать фразеологизмы

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

9

Повторяем состав слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10

10

Основа слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436caa

11

Неизменяемые слова: состав слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc

12

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

13

Отрабатываем разбор слова по
составу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70

14

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436e12

15

Падежные окончания имён
существительных 1 склонения

1

16

Падежные окончания имён
существительных 2 склонения

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8438e60

17

Падежные окончания имён
существительных 3 склонения

18

Особенности падежных окончаний
имён существительных в дательном
и предложном падеже

1

19

Особенности падежных окончаний
имён существительных в
родительном и винительном падеже

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800

20

Несклоняемые имена
существительные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4

21

Морфологический разбор имени
существительного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10

22

Имя прилагательное. Значение и
употребление имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276

23

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437fb0

24

Склонение имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818

25

Особенности склонения имён
прилагательных во множественном
числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c984

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8438e60

26

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec

27

Местоимение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40

28

Личные местоимения 1­го и 3­го
лица единственного и
множественного числа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8

29

Склонение личных местоимений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc

30

Глагол как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866

31

Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что
сделать?»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4

32

Неопределенная форма глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f210

33

Личные формы глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e

34

Спряжение глаголов: изменение по
лицам и числам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4

35

I и II спряжение глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440408

36

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

37

Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в единственном
числе

1

38

Способы определения I и II
спряжения глаголов

1

39

Отработка способов определения I и
II спряжения глаголов

1

40

Настоящее время глагола

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

41

Прошедшее время глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c

42

Будущее время глагола

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

43

Настоящее, прошедшее, будущее
время глагола

1

44

Глагол: систематизация знаний

1

45

Особенности разбора глаголов по
составу слова

1

46

Глагол в словосочетании

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

47

Глагол в предложении

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a
https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8438e60

https://m.edsoo.ru/f8438e60
https://m.edsoo.ru/f8438e60

48

Обобщение знаний о глаголе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90

49

Морфологический разбор глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442cb2

50

Частица не, её значение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72

51

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a

52

Как образуются наречия

1

53

Наречие: обобщение знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443180

54

Союз как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea

55

Союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8

56

Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca

57

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя
существительное"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60

58

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы "Имя

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60;

прилагательное"

https://m.edsoo.ru/fa250baa

59

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Повелительное наклонение
глагола: наблюдение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4

60

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол" Образование
повелительного наклонения глагола

61

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Глагол"

1

62

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Использование
местоимений для устранения
неоправданного повтора слов в
тексте"

1

63

Резервный урок по разделу
морфология: тема "Числительное"

1

64

Резервный урок по разделу
морфология: проверочная работа

1

65

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение

1

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60
1

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca
1

https://m.edsoo.ru/f8438e60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

66

Связь между словами в предложении
(при помощи смысловых вопросов)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

67

Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af7

68

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8

69

Распространённые и
нераспространённые предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42

70

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

71

Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами.

1

https://m.edsoo.ru/f8438e60

72

Предложение и словосочетание:
сходство и различие

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443b1c

73

Словосочетание

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443c3e

74

Связь слов в словосочетании

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443ee6

75

Связь слов в словосочетании:
обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443dc4

76

Простое и сложное предложение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e

77

Сложные предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84444d6

78

Сложные предложения с союзами и,
а, но

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc

79

Сложные предложения без союзов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a

80

Предложения с прямой речью после
слов автора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2

81

Резервный урок по разделу
синтаксис: отработка темы
"Предложения с обращениями"

1

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

82

Резервный урок по разделу
синтаксис: синтаксический анализ
предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

83

Резервный урок по разделу
синтаксис: повторяем всё, что узнали
о синтаксисе

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

84

Правила правописания, изученные в
1-3 классах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

85

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da

86

Правописание падежных окончаний
имён существительных 1 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

87

Правописание падежных окончаний
имён существительных 2 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

88

Правописание падежных окончаний
имён существительных 3 склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

89

Правописание падежных окончаний
имён существительных в
родительном и винительном падеже

90

Правописание падежных окончаний
имён существительных в дательном
и предложном падеже

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

91

Правописание падежных окончаний
имён существительных в
творительном падеже

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

92

Падежные окончания имён
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

93

Правописание падежных окончаний
имён существительных во
множественном числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a

94

Безударные падежные окончания
имён существительных:
систематизация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72

95

Безударные падежные окончания
имён существительных: обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

96

Правописание суффиксов имён
существительных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

97

Правописание падежных окончаний
имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

98

Правописание падежных окончаний
имён прилагательных в
единственном числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

99

Правописание падежных окончаний
имён прилагательных во
множественном числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2

100

Безударные падежные окончания
имён прилагательных:
систематизация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122

101

Безударные падежные окончания
имён прилагательных: обобщение

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

102

Правописание имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

103

Правописание личных местоимений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

104

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

105

Правописание глаголов на -ться и –
тся

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8

106

Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

107

Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44

108

Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e

109

Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732

110

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c

111

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания

1

Библиотека ЦОК

глаголов

https://m.edsoo.ru/f8441d08

112

Отрабатываем правописание
безударные личные окончания
глаголов-исключений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

113

Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

114

Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов

1

115

Безударные личные окончания
глаголов: систематизация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

116

Безударные личные окончания
глаголов: обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4

117

Отработка написания глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

118

Правописание глаголов с
орфограммами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

119

Правописание глаголов в
прошедшем времени

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a

120

Отрабатываем правописание
глаголов в прошедшем времени

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

121

Изученные правила правописания
глаголов: систематизация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a

122

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e

123

Наблюдаем за написанием разных
частей речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298

124

Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

125

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

126

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,
соединёнными союзами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

127

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,
соединёнными союзом и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

128

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,
соединёнными союзами и, а, но

1

129

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами без союзов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

130

Знаки препинания в предложениях с
одно родными членами,

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

соединёнными союзами и, а, но, и
без союзов

https://m.edsoo.ru/f84401e2

131

Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем
из двух простых

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba

132

Пробуем ставить знаки препинания в
сложном предложении, состоящем
из двух простых

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

133

Наблюдение за знаками препинания
в предложении с прямой речью
после слов автора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

134

Резервный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc

135

Резервный урок по разделу
орфография: Наблюдаем за
правописанием числительных

1

136

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа на
тему "Безударные личные окончания
глаголов"

1

1

137

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа по
теме "Чему мы научились на уроказ

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

правописания в 4 классе"
138

Речь: диалогическая и
монологическая

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a

139

Особенности диалога

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435378

140

Ситуации устного и письменного
общения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84351f2

141

Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку,
объявление

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

142

Нормы речевого этикета

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84354ea

143

Можно ли по-разному читать один и
тот же текст?

1

144

Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

145

Текст: тема и основная мысль

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

146

Текст: заголовок

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

147

Подбираем заголовки, отражающие

1

Библиотека ЦОК

тему или основную мысль текста

https://m.edsoo.ru/f84418c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72

148

Вспоминаем типы текстов

149

Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения

1

150

Текст. Образные языковые средства

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

151

Текст. Структура текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6

152

Текст. План текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72

153

Пишем собственный текст по
предложенному заголовку

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

154

Пишем текст по предложенному
плану

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

155

Как сделать текст интереснее

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6

156

Редактируем предложенный текст

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c

157

Учимся пересказывать: подробный

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

устный пересказ текста

https://m.edsoo.ru/f84401e2

158

Учимся пересказывать: выборочный
устный пересказ текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

159

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466

160

Сочинение как вид письменной
работы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

161

Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441f4c

162

Пишем подробный пересказ текста

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc

163

Пишем сочинение-повествование на
тему

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

164

Пишем сжатый пересказ текста

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

165

Пишем сочинение-описание на тему

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

166

Пишем подробный пересказ текста

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6

167

Пишем сочинение-рассуждение на
тему

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72

168

Резервный урок по разделу развитие
речи: работаем с текстами

1

169

Резервный урок по разделу развитие
речи: работаем с текстами

1

170

Резервный урок по разделу развитие
речи: проверочная работа

1

1

170

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Рамзаева Т.Г., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский
язык». 3 класс. Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и
контрольных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».